Главная → Статьи → Доверенность на сдачу отчетности в ФНС в электронном виде не предполагает дополнительную ответственность
Доверенность на сдачу отчетности в ФНС в электронном виде не предполагает дополнительную ответственность
На главного бухгалтера ЗАО планируется оформить доверенность на сдачу отчетности в ФНС в электронном виде (право подписи, право предоставления и др.). Главный бухгалтер не соглашается подписать такую доверенность, так как считает, что у него возникнут дополнительные обязательства и материальная ответственность в случае претензий со стороны ФНС. Прав ли главный бухгалтер и какие именно возникнут у него дополнительные обязательства после подписания доверенности?
Обязанности по уплате налогов, ведению налогового учета и представлению налоговых деклараций (расчетов), а также ряд иных обязанностей, перечисленных в п. 1 ст. 23 НК РФ, возложены на налогоплательщика. Налогоплательщиками (плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов) в силу ст. 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, страховые взносы).
При этом налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 26 НК РФ).
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 80 НК РФ). Пунктами 5 и 7 ст. 80 НК РФ установлены обязательные реквизиты, которые должна содержать любая налоговая декларация, среди них подпись налогоплательщика или его представителя (с указанием в декларации на реквизиты доверенности и приложением ее копии).
Прием налоговых деклараций в налоговых органах осуществляется в соответствии с Административным регламентом ФНС России, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н (далее – Регламент № 99н). Пунктом 28 Регламента № 99н установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности. В их ряду:
– отсутствие подписи (усиленной квалифицированной электронной подписи) руководителя (иного представителя – физического лица) организации – заявителя (физического лица – заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете);
– представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату).
В оформляющей зоне листов формы налоговой декларации для титульного листа размещаются личная подпись должностного лица или физического лица, подтверждающего достоверность и полноту представленных в данной декларации сведений, и ее расшифровка; место для печати (приказ ФНС России от 20.12.2010 № ММВ-7-6/741@).
Подпись является реквизитом, содержащим собственноручную подпись должностного или физического лица (п. 58 ГОСТ Р 7.0.8-2013). Это обязательный реквизит любого документа, придающий ему юридическую силу (ст. 160 ГК РФ, ст. 57 ТК РФ, ст. 313 НК РФ, ч. 2 ст. 9, ч. 4 ст. 10, ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”). Электронная подпись является аналогом собственноручной подписи. Ее использование допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом и иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, а также во всех случаях, установленных федеральными законами, регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ “Об электронной подписи” (далее – Закон № 63-ФЗ).
Под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и используется для определения лица, подписывающего информацию (п. 1 ст. 2 Закона № 63-ФЗ). Таким образом, документы, оформленные в электронном виде, подписываются электронными подписями в соответствии с требованиями Закона № 63-ФЗ, что подразумевает наличие электронной подписи для каждого из участников электронного взаимодействия (письмо Минфина России от 20.08.2015 № 03-03-06/2/48232).
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ (п. 1 ст. 107 НК РФ). Пунктом 4 ст. 110 НК РФ определено, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
При этом, как разъяснил Пленум ВАС РФ, по смыслу главы 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 НК РФ, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. В связи с этим при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. За ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения законный или уполномоченный представитель отвечает перед доверителем по правилам, соответственно, гражданского, семейного или трудового законодательства (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации”). На это же обращено внимание и в письме Минфина России от 13.10.2016 № 03-02-08/59759.
Суды, рассматривая похожие споры, приходят к выводу, что подпись руководителя налагает на организацию обязательство уплатить налоги, удостоверяет правильность исчисления налогов, подтверждает факт совершения хозяйственных операций в отчетном периоде. Подпись главного бухгалтера удостоверяет правильность исчисления налога и соответствие хозяйственной операции закону. Если отчетность подписывается уполномоченным представителем, действующим на основании доверенности, то одновременно подписью налагается обязательство уплатить налог, а также подтверждается соблюдение налогового законодательства. Однако уполномоченный представитель не несет никакой ответственности за законность и правильность расчета налога (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 № 11АП-1535/15).
Ответ подготовил: Волкова Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Золотых Максим, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Хотите сдавать отчетность в электронном виде? Достаточно оставить заявку. Мы поможем наладить представление электронной отчетности в защищенном виде прямо с рабочего места. Оставить заявку >> |