ГлавнаяСтатьи → Если срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе приходится на выходной день

 

Если срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе приходится на выходной день

При проведении электронного аукциона заказчик указал срок окончания подачи заявок, который совпал с выходным днем. Окончание подачи заявок выпало на выходной день – субботу. В извещении о проведении электронного аукциона последним днем срока подачи заявок указана именно суббота. При этом извещение размещено в соответствии с требованиями ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ), полных 7 дней до окончания срока подачи заявок, при цене контракта менее 3 млн. Рублей.
Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Будет ли такая ситуация считаться нарушением норм Закона № 44-ФЗ?

 

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) документация об электронном аукционе (далее также – аукцион) наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (далее – заявки).

Порядок публикации извещения о проведении аукциона, включая минимальные временные интервалы от нее до окончания срока подачи заявок, установлен ч.ч. 1, 2 ст. 63 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с ними заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 миллиона рублей.

Участник электронного аукциона вправе подать заявку в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок (ч. 7 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

При этом Закон № 44-ФЗ не регулирует вопросов исчисления сроков, в том числе не устанавливает последствия совпадения последнего дня предусмотренного им срока с днем, который в соответствии с законодательством является нерабочим. Поэтому по данному вопросу следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основывается Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона) и которые применяются к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с ним, если самим Законом № 44-ФЗ не предусмотрено иное (смотрите ответ на вопрос № 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889).

Правила исчисления сроков предусмотрены главой 11 ГК РФ. Ее нормы не затрагивают вопрос о возможности совершения юридически значимых действий, с которыми связано начало течения сроков. Однако ст. 193 ГК РФ устанавливает, что в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. При этом если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (п. 1 ст. 194 ГК РФ).

Минэкономразвития России в письме от 07.12.2015 № Д28и-3561 указывает на необходимость устанавливать срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ и Гражданского кодекса РФ. Разъяснения, признающие применение правил, установленных ст. 193 ГК РФ, к отношениям по закупкам в соответствии с Законом № 44-ФЗ, даются также в письмах Минэкономразвития России от 16.12.2016 № Д28и-3518, от 22.01.2016 № Д28и-88 и др.

Таким образом, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе не должны приходиться на нерабочие (выходные, праздничные нерабочие) дни, поскольку такое установление срока не обеспечивает участникам размещения заказа реальную возможность подачи заявок и, тем самым, сокращает количество участников аукциона (решение ФАС России от 17.01.2017 № К-38/17, решение ФАС России от 07.06.2017 № К-699/17).

Следовательно, действия заказчика, изложенные в вопросе, нарушают требования ч. 2 ст. 63 Закона № 44-ФЗ.

За сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлена административная ответственность в соответствии с ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

Ответ подготовил: Жгулева Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Серков Аркадий, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

 

Решили участвовать в торгах?
Получите электронную подпись (ЭЦП) для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре.
Оставить заявку >>

 

Загрузка