Главная → Статьи → Нужна ли сельской аптеке онлайн-касса?
Нужна ли сельской аптеке онлайн-касса?
Государственное предприятие Вологодской области осуществляет фармацевтическую деятельность на территории области, в том числе имеет ряд нерентабельных аптечных пунктов в отдалённых сельских населённых пунктах, отсутствующих в перечне местностей, удалённых от сетей связи, обеспечивающих бесперебойное снабжение населения лекарственными препаратами (постановление Правительства Вологодской области от 24.02.2004 № 168 “Об утверждении Перечня отдаленных и труднодоступных населенных пунктов районов, на территории которых организации и индивидуальные предприниматели вправе при осуществлении расчетов не применять контрольно-кассовую технику при соблюдении условий, установленных абзацем первым пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа”).
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее – Закон) были внесены поправки в Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”, предусматривающие модернизацию либо замену контрольно-кассовой техники, что требует значительных материальных расходов предприятия, в том числе по нерентабельным аптечным пунктам. Частью 5 ст. 2 Закона предусмотрены особенности применения контрольно-кассовой техники (ККТ могут не применяться) аптечными организациями, находящимися в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населённых пунктах.
Какой документ может подтверждать правомерность неприменения контрольно-кассовой техники с учетом того, что используемые аптечной организацией по договорам аренды площади могут не называться в договорах в качестве площадей, расположенных в соответствующих медицинских пунктах, и отсутствует такая информации в лицензии медицинского учреждения – арендодателя?
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.
Из названной нормы следует, что могут не применять контрольно-кассовую технику:
– аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах;
– обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Установленный п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ перечень объектов для аптечных организаций и обособленных подразделений медицинских организаций отличается. На аптечные организации, которые не находятся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, действие п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ не распространяется. Следовательно, аптечные организации, находящиеся в иных объектах (в частности, в амбулаториях и центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, не имеют права не применять контрольно-кассовую технику на основании п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
Согласно п. 19 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (далее – Положение), утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, первичная медико-санитарная помощь в малочисленных населенных пунктах оказывается в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной практики (семейной медицины), врачебных амбулаториях.
В населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов (выездные формы работы), не реже 2 раз в год (пп. 19.1 п. 19 Положения).
В населенных пунктах с числом жителей 100-300 человек организуются (пп. 19.2 п. 19 Положения):
– фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км;
– домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, и (или) выездные формы работы, в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км.
В населенных пунктах с числом жителей 301-1000 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций (пп. 19.3 п. 19 Положения).
В населенных пунктах с числом жителей 1001-2000 человек организуются (пп. 19.4 п. 19 Положения):
– фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км;
– центры (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) или врачебная амбулатория в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км.
Подпунктом 19.5 п. 19 Положения предусмотрено, что при наличии водных и других преград, удаленности от ближайшей медицинской организации, низкой плотности населения (в 3 раза ниже среднероссийского показателя) численность обслуживаемого населения и расстояние до ближайшей медицинской организации может корректироваться относительно рекомендуемой численности обслуживаемого фельдшерско-акушерским пунктом или фельдшерским здравпунктом населения. В случае преимущественного (более 40%) проживания населения старше трудоспособного возраста в населенном пункте с числом жителей более 100 человек могут быть организованы как фельдшерско-акушерские пункты, так и фельдшерские здравпункты.
В населенных пунктах с числом жителей более 2000 человек для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи организуются врачебные амбулатории вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации либо структурного подразделения (отделения) медицинской организации, оказывающей первичную врачебную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу (пп. 19.6 п. 19 Положения).
Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения) (п. 2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (приложение № 15 к Положению)).
Фельдшерский здравпункт медицинской организации является структурным подразделением медицинской организации и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах с малой численностью населения и (или) находящихся на значительном удалении от медицинских организаций, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, либо при наличии водных, горных и иных преград, а также в случае преимущественного (более 40%) проживания в них лиц старше трудоспособного возраста (п. 2 Правил организации деятельности фельдшерского здравпункта медицинской организации (приложение № 18 к Положению)).
Таким образом, фельдшерско-акушерские пункты и фельдшерские пункты (здравпункты в терминологии Положения) являются структурными подразделениями медицинской организации, которые создаются ими в населенных пунктах исходя из установленных Положением требований.
В этой связи мы полагаем, что в целях применения п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ аптечная организация может уточнить статус медицинского пункта (фельдшерский здравпункт, фельдшерско-акушерский пункт, центр (отделение) общей врачебной практики (семейной медицины), врачебная амбулатория), в котором она арендует площади, у медицинской организации, которая создала данный пункт.
К сведению:
Постановлением Правительства Вологодской области от 24.02.2004 № 168 утвержден перечень отдаленных и труднодоступных населенных пунктов районов, на территории которых организации и индивидуальные предприниматели вправе при осуществлении расчетов не применять контрольно-кассовую технику при соблюдении условий, установленных абзацем первым п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
Перечень местностей, удаленных от сетей связи, утверждается органом государственной власти субъекта РФ в целях п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
Так, в соответствии с п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
Пунктом 1 приказа Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 “Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей” установлено, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей. Для целей названного приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек.
Из п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ следует, что пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, если в соответствии с обозначенным выше критерием (численность населения не должна превышать 10 тысяч человек) соответствующие местности включены в перечень местностей, удаленных от сетей связи, утвержденный органом государственной власти субъекта РФ.
Согласно информации ФНС России от 09.01.2017 “Определены критерии территорий, где кассовую технику можно использовать без передачи данных в ФНС России” в связи с определением критерия отнесения территорий к местностям, отдалённым от сетей связи, региональные органы исполнительной власти могут утвердить перечень территорий, где пользователи смогут применять контрольно-кассовую технику в автономном режиме – без обязательного заключения договора с оператором фискальных данных и онлайн-передачи данных в налоговую. Точный перечень таких территорий будет утверждаться в соответствии с п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ и публиковаться на сайтах местных администраций.
В настоящее время нами не обнаружено информации об утверждении Правительством Вологодской области перечня местностей, удаленных от сетей связи, где пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных. Возможно, данный документ появится в ближайшее время.
Ответ подготовил: Арыков Степан, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Родюшкин Сергей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС? Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России. Подключить кассу к ОФД >> |