Главная → Статьи → Оборудование помещения кассы: какие требования?
Оборудование помещения кассы: какие требования?
Есть ли требования к особому оборудованию помещения кассы (мест применения ККТ) организаций, не являющихся кредитными? Нужно ли устанавливать железную дверь и решетку на дверь и окна? Может ли быть к организации в данном случае применена административная ответственность, предусмотренная частью 1 ст. 15.1 КоАП РФ, за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств?
С 1 июня 2014 года порядок ведения кассовых операций с наличными деньгами на территории Российской Федерации юридическими лицами определяется в соответствии с Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (далее – Указание № 3210-У).
Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем (далее – ИП) (п. 7 Указания № 3210-У).
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) пользователи контрольно-кассовой техники (далее – ККТ), в частности, обязаны исключать возможность несанкционированного доступа третьих лиц к контрольно-кассовой технике, программным, программно-аппаратным средствам в составе ККТ и ее фискальному накопителю.
При этом контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами (п. 1 ст. 7 Закон № 54-ФЗ).
На сегодняшний день требований к особому оборудованию помещения кассы (в том числе мест применения ККТ) нормативными актами не установлено*(1). Этот вопрос целиком оставлен на усмотрение самих организаций и ИП, поскольку они сами заинтересованы в сохранности собственных денежных средств. Соответственно, не предусмотрено и какой-либо ответственности за непринятие мер по обеспечению сохранности наличных денег.
Специальные требования установлены для кредитных организаций (например Приложение 1 к Положению Банка России от 24.04.2008 № 318-П, письмо Московского ГТУ ЦБР от 14.05.2005 № 02-28-3-07/34740 “Об оборудовании помещений для совершения операций с ценностями”, письмо Ассоциации российских банков от 01.08.2008 № А-02/5-452) (смотрите также Методические рекомендации Р78.36.032-2013 “Инженерно-техническая укрепленность и оснащение техническими средствами охраны объектов, квартир и МХИГ, принимаемых под централизованную охрану подразделениями вневедомственной охраны. Часть 1”, “Рекомендации по комплексному оборудованию банков, пунктов обмена валюты, оружейных и ювелирных магазинов, коммерческих и других фирм и организаций техническими средствами охраны, видеоконтроля и инженерной защиты. Типовые варианты” Р 78.36.003-99 (утверждены ГУВО МВД РФ 20.12.1996)).
Ранее (до 01.01.2012) требования к помещению кассы организации были установлены Приложением № 3 “Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий” к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета директоров ЦБР от 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок № 40). В результате за ненадлежащее оборудование помещения кассы организации привлекались к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ (в частности, за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств) (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 18.11.2010 по делу № А57-7616/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 02.06.2010 по делу № А53-23410/2009, разъяснения Арбитражного суда Пензенской области “О применении статьи 15.1 КоАП РФ”). С 1 января 2012 года Порядок № 40 утратил силу (Указания ЦБР от 13.12.2011 № 2750-У). Заменяющим его документом (положением Банка России от 12.10.2011 № 373-П “О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации”), а также другими нормативно-правовыми документами рассматриваемые требования не были установлены. Исходя из этого, полагаем, что к организации не может быть применена административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 15.1 КоАП, за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.
В то же время при планировании и организации мероприятий по обеспечению сохранности наличных денежных средств можно воспользоваться Рекомендациями по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке (приложение № 2 к Порядку № 40) и Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий (приложение № 3 к нему же) (смотрите также решение ВС РФ от 20.07.2011 № ГКПИ11-484). Эти документы утратили юридическую силу, однако могут использоваться в качестве ориентира.
Ответ подготовил: Федорова Лилия, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Российского Союза аудиторов
Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС? Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России. Подключить кассу к ОФД >> |