ГлавнаяСтатьи → Пени по госконтракту в бюджетном учете

 

Пени по госконтракту в бюджетном учете

В 2017 году органом государственной власти был заключен контракт в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” на поставку товара, срок поставки товара – до 31.05.2017. В нарушение условий контракта поставка не была осуществлена. Контракт расторгнут 15.08.2017 по соглашению сторон, 23.08.2017 направлено требование об уплате пени, обусловленное условиями контракта.
Как отразить в бюджетном учете начисление пени: какими бухгалтерскими записями, на основании каких первичных документов и какой датой? Как отразить в бюджетном учете изменение размера или полную отмену пени на основании судебного решения? Может ли для отражения предварительно рассчитанной суммы пени при их начислении применяться бухгалтерская запись со счетом 0 401 40 000, которая сторнируется при уточнении суммы пени решением суда, а начисление в уточненном размере осуществляется записью с использованием счета 0 401 10 000 (данный вариант доведен главным распорядителем бюджетных средств)?

 

Согласно абзацу двенадцатому п. 86 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), суммы задолженности по пеням, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, отражаются по дебету счета 0 209 40 560 “Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия” и кредиту счета 0 401 10 140 “Доходы от сумм принудительного изъятия”.

Бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

Документ для начисления ожидаемого поступления доходов в виде пени за нарушение условий контракта нормативными правовыми актами не утвержден. Вместе с тем такой документ учреждение вправе разработать самостоятельно с соблюдением обязательных реквизитов, перечисленных в п. 7 Инструкции № 157н, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, и закрепить порядок его применения в рамках формирования учетной политики.

Ситуация, когда на основании условий контракта заказчик имеет право выставить контрагенту пени, может найти отражение в служебной записке на имя руководителя (ином внутреннем документе), составленной по итогам проведенного анализа положений контракта, а также соответствующих нормативных правовых актов. При этом данный факт целесообразно оформить протоколом (актом), подписанным членами комиссии, назначенной приказом руководителя. Протокол (акт) должен содержать расчет пени с указанием на наличие необходимости их взыскания с контрагента и перечисления в соответствующий бюджет. На основании подобного документа датой составления документа в учете может быть отражен факт ожидаемого поступления денежных средств от контрагента в части пени по контракту.

Суммы ущербов, не признанных виновными лицами к возмещению и переданные для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела, при получении решения суда могут уточняться в соответствии с решением суда, исполнительным листом, либо по иным основаниям согласно законодательству РФ (абз. 3 п. 220 Инструкции № 157н). При этом абзацем шестнадцатым п. 86 Инструкции № 162н предусмотрены корреспонденции для отражения сумм, списанных с баланса в связи с их уточнениями решениями судов.

На основании изложенного и положений Инструкции № 162н рассматриваемая ситуация может быть отражена в бюджетном учете органа государственной власти следующим образом:

1. Дебет КДБ 1 209 40 560 Кредит КДБ 1 401 10 140
– отражено начисление пени;

2. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КДБ 1 209 40 660
– отражено списание (корректировка в сторону уменьшения) пени на основании решения суда в полном размере (в размере уменьшения) пени.

Счет 0 401 40 000 “Доходы будущих периодов” предназначен для учета сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам (п. 301 Инструкции № 157н). Перечень доходов, рассматриваемых в качестве доходов будущих периодов, приведен в п. 301 Инструкции № 157н и исчерпывающим не является. В то же время учет доходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), предусмотренных сметой учреждения, в разрезе договоров, соглашений (абз. 10 п. 301 Инструкции № 157н). То есть в качестве доходов будущих периодов рассматриваются доходы, которые можно запланировать. Пени за нарушение условий по контракту поставки товаров запланировать нельзя. Следовательно, по нашему мнению, доходы от получения пени не могут рассматриваться в качестве доходов будущих периодов.

Пунктом 2 Инструкции № 162н установлено, что при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 162н. Однако положениями Инструкции № 162н определяются бухгалтерские записи для отражения ситуации по получению органом государственной власти пени по контрактам и их списанию (корректировке) согласно решению суда. Следовательно, необходимости в определении и согласовании дополнительных записей нет.

 

Ответ подготовил: Киреева Анна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Суховерхова Антонина, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

 

Решили участвовать в торгах?
Получите электронную подпись (ЭЦП) для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре.
Оставить заявку >>

 

Загрузка