ГлавнаяСтатьи → При выдаче физлицам вознаграждения за металлолом предусмотрен штраф за неиспользование онлайн-кассы

 

При выдаче физлицам вознаграждения за металлолом предусмотрен штраф за неиспользование онлайн-кассы

Организация занимается приемом черных и цветных металлов (ЛОМ), но не осуществляет реализацию товаров за наличный расчет.
Может ли налоговая инспекция по Федеральному закону РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” наложить на организацию штрафные санкции только за неустановку кассового аппарата (без учета факта выручки, продажи товара)?

 

Часть 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники случаях. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники (далее также – ККТ), но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее тридцати тысяч рублей.

Таким образом, законом установлена административная ответственность за неприменение ККТ в случаях, когда ее применение обязательно в соответствии с законодательством РФ. КоАП РФ не содержит норм, предусматривающих административные санкции за отсутствие как таковое контрольно-кассовой техники у организации или индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных этим федеральным законом.

При этом под расчетами понимается, в частности, прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (абзац восемнадцатый ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

Отсюда следует, что закон связывает обязанность применять ККТ не с получением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями выручки от реализации товаров, работ и услуг за наличный расчет или с использованием электронных средств платежа, а с проведением расчетов, которые возможны как путем приема денежных средств, так и путем их выплаты.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ при осуществлении перечисленных в этом пункте видов деятельности и при оказании обозначенных в той же норме услуг, в том числе при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней.

Таким образом, прием металлолома не отнесен к видам деятельности, при осуществлении которых организация вправе не применять ККТ (смотрите в связи с этим постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.2005 № 12126/04, определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 № 221-О).

Следовательно, если в рассматриваемом случае предприятие принимает лом черных и цветных металлов с выплатой за него денежных средств путем расчетов наличными или с использованием электронных средств платежа, оно обязано применять ККТ при осуществлении таких расчетов. То обстоятельство, что организация не реализует, а приобретает лом, не освобождает ее от обязанности применять ККТ. Неисполнение этой обязанности является основанием для наступления административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 18.06.2012 № 17-15/052888, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 № 18АП-3297/17 и от 05.07.2016 № 18АП-6719/16, Первого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 № 01АП-1519/17 и от 08.02.2017 № 01АП-9693/16, Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2015 № 05АП-8545/15).

 

Ответ подготовил: Ерин Павел, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм 

 

Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС?
Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России.
Подключить кассу к ОФД >>

 

Загрузка