ГлавнаяСтатьи → Применение онлайн-кассы при оказании услуг по обучению английскому языку

 

Применение онлайн-кассы при оказании услуг по обучению английскому языку

Часть клиентов организации – физических лиц оплачивают услуги организации по обучению английскому языку со своего банковского счета через онлайн-банк, а также путем внесения наличных через кассу банка.
В выписках организация получает платежное поручение от банка, и деньги зачисляются на счет организации.
Правильно ли, что из писем Минфина РФ от 28.04.2017 № 03-01-15/2632 и ФНС РФ от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@ следует, что в этом случае организация должна пробить чек ККТ (т.е. такая оплата приравнивается к наличным расчетам)?
Но тогда эта оплата попадает в дебет счета 51 в момент зачисления банком и в дебет счета 50 в момент, когда организация пробьет чек, т.е. доход удвоится. И также двойной доход отразится в Книге учета доходов и расходов (организация применяет УСН). Какую проводку нужно сделать? Правильна ли проводка: Дебет 50 Кредит 51? Как нужно закрыть кассу в этот день, ведь в кассе в наличии этих денег нет?
В какой момент нужно пробить чек (из текста указанных писем следует, что в момент оплаты, но выписку с таким платежом будет видно только на следующий день, следовательно, и чек пробить организация сможет только на следующий день)?

 

Оплата через онлайн-банк

 

В силу п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов на территории РФ в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая техника (ККТ), за исключением отдельных случаев, перечисленных в ст. 2 этого закона.

Под расчетами понимаются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей (абзац восемнадцатый ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).

В соответствии с п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” (далее – Закон № 161-ФЗ) электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (смотрите, например, письма Минфина России от 08.09.2017 № 03-01-15/57970, от 01.03.2017 № 03-01-15/11635, от 01.03.2017 № 03-01-15/11627, от 10.02.2017 № 03-01-15/7516, ФНС России от 21.03.2017 № ЕД-3-20/1911, от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1850@).

На основании п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Соответственно, при приеме денежных средств за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги с использованием электронных средств платежа от физического лица (покупателя/клиента), не являющегося индивидуальным предпринимателем, организация обязана применять ККТ (письмо ФНС России от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1848@).

Как неоднократно указывалось представителями Минфина и ФНС России, обязанность применения ККТ возникает у организации-продавца (подрядчика, исполнителя) с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией (смотрите, например, письма Минфина России от 25.08.2017 № 03-01-15/54800, от 04.09.2017 № 03-01-15/56675, от 25.08.2017 № 03-01-15/54800, от 21.04.2017 № 03-01-15/24312, от 16.03.2017 № 03-01-15/15260, от 25.01.2017 № 03-01-15/3480, письма ФНС России от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1850@).

В то же время согласно ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (которым введена обязанность применения “онлайн-касс”) в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу указанного Федерального закона) были вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 года. При этом старая редакция Закона № 54-ФЗ не требовала применения ККТ в случае, когда покупатель – физическое лицо производит оплату посредством онлайн-банка. Следовательно, обязанность применять ККТ в данной ситуации до указанной даты отсутствует (письма Минфина России от 04.09.2017 № 03-01-15/56675, от 25.08.2017 № 03-01-15/54800, от 18.08.2017 № 03-01-15/53076, от 10.08.2017 № 03-01-15/51290, ФНС России от 31.08.2017 № АС-4-20/17357@, от 21.03.2017 № ЕД-3-20/1911 и др.).

 

Оплата услуг путем внесения денежных средств наличными в кассу банка

 

В письме Минфина России от 28.04.2017 № 03-01-15/26324, а также в письмах ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@, от 30.08.2017 № АС-4-20/17256 разъяснено, что Законом № 54-ФЗ не предусмотрено особых условий (исключений) в отношении применения ККТ для пользователя (продавца) при оплате покупателем товара посредством платежного поручения через кредитную организацию. Следовательно, по мнению налоговых органов и Минфина России, при внесении наличных в кассу банка получатель средств (организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги) обязан применять ККТ.

Подход, изложенный в указанных письмах, является весьма спорным, поскольку:
– при внесении покупателем (клиентом) наличных в кассу банка получатель средств не выполняет операцию по приему наличных денежных средств;
– распоряжение физического лица о переводе денежных средств не выступает электронным средством платежа (смотрите также сообщение Банка России от 11.02.2013 “Ответы на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”).

Добавим также, что при внесении наличных в кассу банка электронное средство платежа в понимании п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ не используется (клиент передает распоряжение о переводе денежных средств лично, т.е. не применяется средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств).

Кроме того, согласно абзацу третьему п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией. В этой связи возникает вопрос о том, как в данном случае следует обеспечить взаимодействие между банком и организацией в целях выдачи (направления) кассового чека в момент оплаты покупателем. Вероятно, этот момент следует уточнять у налоговых органов, а также у обслуживающего банка.

Вместе с тем в неофициальных выступлениях представителей налоговых органов неоднократно высказывалось мнение о необходимости применения в ККТ в рассматриваемой ситуации. В то же время, в письме от 25.08.2017 № 03-01-15/54800 Минфин России уточняет, что вопрос о применении ККТ при оплате покупателем – физическим лицом товаров посредством подачи распоряжения (поручения) покупателя кредитной организации на бумажном носителе в настоящее время прорабатывается Минфином России. Таким образом, вопрос о необходимости применения ККТ в данной ситуации на сегодняшний день остаётся открытым.

Однако, даже если принять логику налоговых органов и Минфина России, изложенную в названных письмах, обязанность по применению ККТ в ситуации, изложенной в вопросе, должна возникнуть не ранее 01.07.2018, поскольку старая редакция Закона № 54-ФЗ не требовала применения ККТ в случае, когда покупатель – физическое лицо вносит в кассу банка наличные денежные средства для осуществления перевода денежных средств на расчетный счет организации-продавца (ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

В заключение отметим, что изложенное является нашим экспертным мнением.

 

Ответ подготовил: Графкин Олег, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Барсегян Артем, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

 

Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС?
Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России.
Подключить кассу к ОФД >>

 

Загрузка