Главная → Статьи → Заявка на участие в электронном аукционе может быть отклонена, если в ней указан неправильный ГОСТ
Заявка на участие в электронном аукционе может быть отклонена, если в ней указан неправильный ГОСТ
Планируется заключение контракта на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Требования заказчика – лампа люминесцентная (цоколь – G13, двухцокольная, мощность – не менее 36 Вт, длина – 1200 мм, индекс цветопередачи – не менее 80 Ra, люминофор не должен содержать галофосфат кальция, световая отдача – не менее 60 лм/Вт, срок эксплуатации – не менее 10 000 ч, класс энергоэффективности – не ниже B, ГОСТ 6825-91). Предложение участника – лампа люминесцентная Осрам Россия (цоколь – G13, двухцокольная, мощность – 36 Вт, длина – 1200 мм, индекс цветопередачи – 80 Ra, люминофор не содержит галофосфат кальция, световая отдача – 60 лм/Вт, срок эксплуатации – 13 000 ч, класс энергоэффективности – B, ГОСТ Р МЭК 61195-99).
Должен ли заказчик отклонить заявку участника в связи с указанием в заявке номера ГОСТа, не соответствующего требованиям заказчика (вместо ГОСТ 6825-91 указан недействующий ГОСТ Р МЭК 61195-99), если прочие технические характеристики товара в заявке участника указаны в строгом соответствии с требованиями аукционной документации?
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) документация об электронном аукционе должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер и осуществляться через указание его функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик. Как следует из ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, эти характеристики определяются показателями, позволяющими определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (смотрите также п. 4 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 № Д28И-1616, ответ по вопросу 1 письма Минэкономразвития России от 10.12.2014 № Д28и-2796).
При описании объекта закупки заказчиком используются, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. Такие стандартные показатели могут определяться в том числе и путем указания на конкретный ГОСТ (письмо Минэкономразвития России от 30.09.2016 № Д28и-2640).
Согласно пп. “а”, “б” п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, целью которого является заключение контракта на поставку товара, должна содержать:
– либо согласие участника аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации об аукционе (далее – документация) содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией (пп. “а” п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ);
– либо конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (пп. “б” п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).
Несоблюдение этого требования является основанием для отказа в допуске участника электронного аукциона к участию в таком аукционе (ч. 4 ст. 67 указанного Закона).
Соответственно, при указании заказчиком в документации об электронном аукционе, помимо конкретных значений параметров, на то, что товар должен соответствовать определенному ГОСТу, участник такого электронного аукциона в первой части заявки должен указать характеристики товара, соответствующие требованиям, предусмотренным документации об аукционе. В связи с этим суды указывают, что ГОСТы содержат подробный перечень свойств тех или иных материалов, исключающий неопределенность и двусмысленность. И в случае указания в документации об аукционе конкретного ГОСТа участник, подавший заявку, должен указывать соответствующие этому ГОСТу показатели (смотрите аналогичный вывод в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2012 № Ф07-7629/12, Девятого ААС от 04.02.2013 № 09АП-40572/12, в решении АС Пензенской области от 22.04.2013 по делу № А49-369/2013). Само по себе указание на ГОСТ или диапазон значений показателя товара не позволяет определить реальные характеристики предлагаемого участником к поставке товара (смотрите аналогичный вывод в письме Минэкономразвития РФ от 20.11.2015 № Д28и-3460).
Таким образом, если первая часть заявки на участие в электронном аукционе в том случае, когда она согласно пп. “б” п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ должна содержать конкретные показатели поставляемого товара, эти показатели не содержит или содержит, но такие, что не соответствуют значениям, установленным в документации, такая заявка не допускается к участию в электронном аукционе на основании ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ. Соответственно, если заказчиком в аукционной документации отдельные характеристики товара определены конкретными значениями и заявка участника аукциона содержит соответствующие конкретные показатели товара, то, на наш взгляд, у заказчика в такой ситуации отсутствуют основания для отклонения такой заявки. При этом указание в первой части заявки не на тот ГОСТ, который указан в документации о закупке, само по себе основанием для отклонения заявки на участие в электронном аукциона не является. При описанных обстоятельствах такой отказ возможен, как нам представляется, лишь в том случае, если сопоставление указанных ГОСТов явно свидетельствует о том, что предлагаемый участником товар не отвечает требованиям документации о закупке (смотрите в связи с этим, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 24 июля 2017 г. № 12-10-99/2017) (Смотрите также косвенно подтверждающее изложенный подход постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 № 04АП-3583/13, касающееся положений п. 1 ч. 3 ст. 41.6, пп. “а” пп. 3 ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, которые по существу аналогичны нормам п. 2 ч. 1 ст. 64, пп. “б” п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). Оценка же такого соответствия требует технических познаний и представляет собой техническую, а не юридическую задачу.
Ответ подготовил: Чашина Татьяна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Нужна информация о возможных закупках вашей продукции? С нашей помощью вы сможете не только следить за торгами «в одном окне», но и организовать работу сотрудников службы сбыта с тендерами. Оставить заявку >> |