Главная → Статьи → Цифровые права и цифровые деньги: законодательное регулирование
Цифровые права и цифровые деньги: законодательное регулирование
Такие объекты экономических отношений, как токены и криптовалюта уже давно используются для совершения торговых операций и различных юридически значимых действий в электронном виде. Однако их применение законодательно не урегулировано. В частности, не определено их место в ряду объектов гражданских прав. Законопроект № 424632-7, в случае принятия, устранит данную проблему. Рассмотрим его в статье.
Проект Федерального закона № 424632-7 был внесен в Госдуму РФ 26 марта 2018 года. Его задача — дополнить необходимыми нормами Гражданский кодекс РФ и другие нормативные акты. Авторами проекта являются председатель Госдумы РФ Володин В.В. и председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Крашенинников П.В.
По мнению авторов, принятие законопроекта позволит не только закрепить отправные гражданско-правовые нормы для регулирования оборота указанных выше объектов, для совершения и исполнения сделок в так называемой цифровой среде, но и решит целый ряд других задач. В частности, будет обеспечена судебная защита прав, возникающих в отношениях по поводу таких объектов, в том числе защита их обладателей от злоупотреблений. Будут устранены условия для использования таких объектов в целях вывода активов в нерегулируемую цифровую среду и увода из-под обращения взыскания, в том числе при банкротстве, в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Включение цифровых прав в число объектов гражданских прав станет базисом для построения системы норм о налогообложении таких объектов или деятельности по их созданию и обороту.
Цифровые права
Токены предложено приравнять к видам имущественных прав. При этом вместо термина «токен» в ГК РФ будет введено базовое понятие «цифровое право» — совокупность электронных данных (цифровой код, обозначение), которая удостоверяет права на объекты гражданских прав (п. 1 новой ст. 141.1 ГК РФ).
Из документа
Проект Федерального закона № 424632-7
Статья 141.1. Цифровые права
1. В случаях, предусмотренных законом, права на объекты гражданских прав, за исключением нематериальных благ, могут быть удостоверены совокупностью электронных данных (цифровым кодом или обозначением), существующей в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, при условии, что информационные технологии и технические средства этой информационной системы обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав. Указанные цифровой код или обозначение признаются цифровым правом.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, цифровое право будет удостоверять права на вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг, исключительные права.
Введение данной категории позволит:
– определить ее место в системе объектов гражданских прав (проектная редакция п. 1 ст. 128 ГК РФ);
– законодательно закрепить, что оборот объектов цифрового права осуществляется только посредством внесения записей в информационную систему (п. 2 новой ст. 141.1 ГК РФ);
– описать оборотоспособность объектов (п. 3 новой ст. 141.1 ГК РФ), в том числе прямо допустить их куплю-продажу (п. 4 ст. 454 ГК РФ);
– предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по сделкам, совершаемым с объектами цифрового права (п. 5 новой статьи 141.1 ГК РФ).
Дополнение ГК РФ положениями о том, что цифровые права признаются только в случаях, предусмотренных законом, позволит стабилизировать отношения в данной области и отграничить важные для экономики сущности от второстепенных или опасных (например, бонусы по картам лояльности, виртуальные предметы в сетевых играх и т.п.), не имеющих значения или имеющих весьма ограниченное значение для экономики.
Создание цифровых прав, сферы их использования и особенности оборота будут определяться федеральными законами, содержащими нормы публичного права. Соответствующие законы будут разработаны с участием Банка России, Минфина России, Минэкономразвития РФ и других ведомств.
Авторы законопроекта отмечают, что для правильной работы определения понятия «цифровое право» нужно законодательно закрепить такой важный критерий, как существование цифрового права в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы («распределенный реестр»), например, в Федеральном законе от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Отдельно хотелось бы отметить, что одним из возможных направлений развития предложенного в ст.141.1 ГК РФ подхода в широком смысле может стать также возможность формирования цифровых архивов юридически значимых документов при условии, что такие архивы будут обеспечивать лицу, имеющему доступ к цифровому документу, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего цифрового документа.
К сведению
Распределенный реестр — это собирательный термин, означающий как саму базу данных, содержащую сведения о владельцах, так и ряд технологий, включая блокчеин и технологию распределенного реестра. Распределенный реестр представляет собой базу данных, которая хранится и обновляется независимо каждым участником (или узлом) в большой сети.
Совершенствование форм сделок
Значительное число волеизъявлений уже совершается путем отправки сигналов, нажатием кнопки на смартфоне, компьютере и других гаджетах. По сути, все эти действия являются юридически значимыми сообщениями (ст. 165.1 ГК РФ). Большое их количество также представляет собой односторонние сделки.
Предлагается для целей облегчения совершения сделок с цифровыми правами изменить правила ГК РФ о форме сделок, в том числе договоров (уточнения в ст. 160, 432, 493, 494 ГК РФ).
Выражение лицом своей воли с помощью электронных или иных аналогичных технических средств (в том числе при заполнении формы в интернете) будет приравнено к простой письменной форме сделки.
Изменения позволят упростить совершение целого ряда односторонних сделок и заложат основу для реализации смарт-контрактов.
К сведению
Смарт-контракт — компьютерный алгоритм, предназначенный для заключения и поддержания коммерческих контрактов в технологии блокчейн.
Письменная форма будет считаться соблюденной в случаях выражения воли с помощью технических средств, когда:
– совершения определенных действий согласно условиям достаточно для выражения воли (например, на странице сайта, в информационной системе, в приложении, установленном в смартфоне, описаны условия для нажатия клавиши ОК, и из этих условий вытекает, что нажатия достаточно для полноценного волеизъявления);
– совершения определенных действий достаточно исходя из сложившегося в соответствующей сфере деятельности обычая.
Изменения также дадут толчок новым способам выражения воли субъектов гражданского права при выдаче доверенностей, выдаче согласия на совершение сделки, отказе от договора и т.п.
Для целей исполнения сделок с цифровыми правами вводится правило — факт совершенного компьютерной программой исполнения сделки не оспаривается (изменения в ст. 309 ГК РФ). Оно будет действовать во всех случаях, кроме вмешательства в действие программы.
После идентификации пользователя в системе дальнейшее его поведение подчиняется алгоритму компьютерной программы, организующей сеть, а лицо, «покупающее» тот или иной виртуальный объект (цифровое право), получает этот объект автоматически, при наступлении указанных в пользовательском соглашении обстоятельств. Например, некое лицо является обладателем цифрового права на бокс с алмазами, имеющий индивидуализирующий его номер и хранящийся у профессионального хранителя. В информационной системе сделка с таким объектом будет исполнена «автоматически», без дополнительных распоряжений или иных волеизъявлений сторон сделки. У продавца будет списано цифровое право, а у покупателя деньги, и оспорить эти списания по общему правилу будет нельзя. Фактически воля, направленная на заключение договора, включает в себя и волю, направленную на исполнение возникшего из договора обязательства.
Таким образом, на практике будет реализована возможность регулирования законами прямого действия «автоматического» наступления обусловленных договором последствий и «автоматической» реализации соответствующих обязательств, а также разного рода роботизированных операций, которые уже применяются, например, в биржевой торговле. Такие изменения, на наш взгляд, фактически будут способствовать законному ускорению делового оборота при помощи современных цифровых методов и инструментов. Особое внимание при этом, безусловно, должно быть уделено вопросам информационной безопасности.
Вопрос легализации сбора и обработки big data
Предлагается ввести в ГК РФ конструкцию договора об оказании услуг по предоставлению информации (новая ст. 783.1 ГК РФ) и расширить понятие базы данных (корректируется абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК РФ). Это необходимо для решения вопроса о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации (big data).
Новая конструкция договора позволит отразить интерес сторон в том, чтобы передаваемая заказчику информация не использовалась третьими лицами («договором может быть предусмотрена обязанность одной из сторон или обеих сторон не совершать в течение определенного периода действий, в результате которых информация может быть раскрыта третьим лицам»). Как известно, в российском правопорядке допускаются обязательства с негативным содержанием (п. 1 ст. 307 ГК РФ).
По мнению авторов законопроекта, понятие базы данных в настоящее время толкуется чрезмерно ограничительно. Они предлагают заменить его на более общее – «совокупность данных или сведений». Расширение даст возможность считать базой данных свод любого массива информации, что в конечном итоге позволит применять такие объекты в договорах в области прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, авторского права, патентного права и других, предусмотренных частью 4 ГК РФ.
В крупном плане, мы считаем, что развитие законотворчества далее может происходить в направлении формирования обширной нормативно-правовой базы, регулирующей использование «массовых данных», в дополнение к уже существенно проработанным нормативным вопросам регулирования «персональных данных». Ввиду того, что использование больших данных имеет также свои потенциальные условия и ограничения, порядок их обработки и распространения, на наш взгляд, должен быть отрегулирован.
Цифровые деньги
Используемое в обиходе понятие «криптовалюта» предложено закрепить в ГК РФ как «цифровые деньги». По общему правилу они не будут обязательны к приему при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Однако в случаях и на условиях, установленных законом (то есть в перспективе), они смогут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства (п. 2 новой статьи 141.2 ГК РФ) в контролируемых объемах и в дополнительно урегулированном порядке.
Из документа
Проект Федерального закона № 424632-7
Статья 141.2. Цифровые деньги
1. Цифровыми деньгами может признаваться не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей.
2. Цифровые деньги не обязательны к приему при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации, однако в случаях и на условиях, установленных законом, могут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства.
По мнению авторов законопроекта, цифровые деньги — это лишь условные единицы, созданные с помощью вычислительных технологий. Они не обеспечены золотом или иными активами.
При этом в целях описания того, каким образом будет осуществляться оборот цифровых денег (в случаях и в пределах, предусмотренных законом), предложен известный юридико-технический прием — правила о цифровых правах будут применяться к цифровым деньгам (проектируемая ст. 141.2 ГК РФ). То есть в информационной системе будут существовать записи об обладателях цифровых денег и об их переходе от одного лица к другому только с помощью записи.
Описанный выше прием, как считают авторы законопроекта, позволит включить цифровые деньги в конкурсную массу должника и в наследственную массу. Однако для этого нужна техническая возможность принудительного совершения записи о новом обладателе прав на цифровые деньги.
Отметим, что в марте 2018 года Арбитражный суд города Москвы не включил содержимое криптокошелька в конкурсную массу должника (Определение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2018 по делу № А40-124668/17-71-160Ф). Судьи указали, что исходя из прямого толкования норм права, криптовалюта не относится к объектам гражданских прав, находится вне правового поля на территории РФ, исполнение сделок с криптовалютой, ее транзакции не обеспечиваются принудительной силой государства. Кроме того, отсутствие в системе криптовалюты контролирующего центра и анонимность пользователей криптовалют не позволяет с определенностью установить принадлежность криптовалюты в криптокошельке именно гражданину – должнику.
Предложено также использовать цифровые деньги наряду с иностранной валютой при формулировании валютных оговорок в соглашениях (ст. 317 ГК РФ).
В заключение отметим, что подход к регулированию вопросов, связанных с цифровыми деньгами, должен быть очень взвешенным и осторожным. С одной стороны, отсутствуют инструменты их обеспечения и оперативного государственного регулирования, и это может привести к непропорциональным экономическим спекуляциям. С другой стороны, существует риск оттока капитала в случае, если инструменты «цифровых валют» будут исключительно иностранными. Именно поэтому все же необходимо осуществлять медленное, но верное движение в сторону регулирования цифровых денег.
В целом нововведения благоприятно скажутся на деятельности граждан и юридических лиц. Будут созданы правовые условия для совершения и исполнения цифровых сделок, а также устранены риски возникновения негативных последствий и возможных судебных разбирательств.
Денис Ефименко, эксперт по финансовому законодательству ООО «Электронный Экспресс», 17.04.2018
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Нужна электронная подпись? Достаточно оставить заявку. Мы поможем выбрать нужный в вашем случае тип сертификата электронной подписи, расскажем как его применить и предоставим другие дополнительные услуги. Оставить заявку >> |