Главная → Новости → Обзор изменений федерального закона “О бухгалтерском учете”. Изменения коснутся как организаций госсектора, так и коммерческих предприятий
Обзор изменений федерального закона “О бухгалтерском учете”. Изменения коснутся как организаций госсектора, так и коммерческих предприятий
И начнем наш обзор с одного из ключевых изменений, которое касается всех работников организаций (в т.ч. и бюджетной сферы), так или иначе взаимодействующих с бухгалтерией.
- Ответит тот, кто виноват!
С 26.07.2019 требования лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета в организации, обязательны для всех ее работников (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, пп. “а” п. 5 ст. 1 Закона N 247-ФЗ).
Таким лицом может быть не только главный бухгалтер, но и руководитель, выполняющий функции главбуха, а также бухгалтер или организация, с которыми заключен договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
Требования могут предъявляться не только к содержанию первичной документации, но и к ее оформлению, а также к способам и срокам предоставления для учета и регистрации. При этом требования, которые надлежит неукоснительно соблюдать, должны быть только в письменной форме.
Введение данной нормы напрямую продиктовано июньскими поправками в ст. 15.11 КоАП РФ, освобождающими главбухов от ответственности за чужие ошибки в случае, когда искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности допущено в результате:
– несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни;
– и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.
В связи с этим нововведением повышается значимость такого документа, как График документооборота, которым установлены правила документооборота в организации, в том числе порядок, сроки передачи первичных документов для отражения их в бухгалтерском и налоговом учете, а также указаны лица, ответственные за такой порядок и соблюдение установленных сроков. При этом указанные лица должны быть осведомлены о своих обязанностях (т.е. в графике документооборота должна стоять подпись ответственного лица), а также об ответственности, которая будет на них возложена в случае их невыполнения.
Теперь в связи с изменениями в КоАП РФ и Закон N 402-ФЗ, в случае, если требования главного бухгалтера о представлении документов в сроки, установленные графиком документооборота, не выполнены, и по этой причине соответствующая информация не нашла отражения в учете и отчетности, ответственность за это нарушение будет возложена на лицо, не выполнившее требования главного бухгалтера.
К сожалению, как показывает практика, многие бухгалтеры не придают этому документу должного внимания, забывая актуализировать имеющуюся в нем информацию, а некоторые и вовсе пренебрегают его составлением.
Вполне возможно, что указанные нововведения многих заставят взглянуть на график документооборота совершенно с другой стороны, и, в первую очередь, с точки зрения собственной безопасности.
2. Внесение исправлений в отчетность после ее утверждения недопустимо
Требование Закона N 402-ФЗ согласуется с нормами ПБУ 22/2010 “Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности”, согласно которым исправления вносятся в бухгалтерский учет датой обнаружения ошибки с проведением ретроспективного пересчета показателей в отчетности.
- Минимум требований – максимум свободы?
Статья 21 Закона N 402-ФЗ дополнена новой частью 2.1, согласно которой ФСБУ устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.
Указанная норма является, по сути, преамбулой к положениям ПБУ 1/2008, регламентирующим действия организации при выборе способов учета.
Ситуация | Документы, которыми должны руководствоваться организации при выборе способов учета | Примечание |
ФСБУ установлен единственный способ ведения бухгалтерского учета | ФСБУ | Применяется только этот способ учета. Отказаться от него можно только в исключительных случаях |
ФСБУ предусмотрено несколько способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу | ФСБУ | Выбор осуществляется только из тех способов, которые обозначены в федеральном стандарте, при соблюдении положений п.п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008 (абз. 1 п. 7 ПБУ 1/2008) |
ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу | 1. МСФО.
2. Положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам. 3. Рекомендации в области бухгалтерского учета (п. 7.1ПБУ 1/2008) |
Указанные документы применяются именно в той последовательности, в которой они указаны.
То есть при самостоятельной разработке способа ведения учета бухгалтер вначале должен проработать соответствующие МСФО. Если в них отсутствует способ ведения учета по аналогичному объекту, то организация обращается к российским стандартам по аналогичным или связанным вопросам. Если и в них нет нужного способа учета, то тогда за основу берутся рекомендации, принимаемые органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (информационное сообщение Минфина России от 02.08.2017 N ИС-учет-9) |
- И снова про обязательный экземпляр отчетности…
Вначале напомним, что начиная с отчетности за 2019 год вступает в силу новый порядок представления бухгалтерской отчетности, а именно:
– обязательный экземпляр бухотчетности будет представляться в ИФНС, а не в органы статистики;
– организации, за исключением субъектов малого предпринимательства, обязаны будут представить бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2019 год только в электронном виде. Субъекты малого предпринимательства могут пока представить бухотчетность на бумажном носителе или в виде электронного документа по своему выбору. Однако начиная с бухотчетности за 2020 год отчетность должна представляться ими только в электронном виде.
Закон N 247-ФЗ внес еще одно важное дополнение, касающееся представления “уточненной” бухгалтерской отчетности. Сразу оговоримся, что такого термина “уточненный” экземпляр закон не содержит. Речь в Законе идет о ситуации, когда организация, обнаружив ошибку в ранее сданном обязательном экземпляре, принимает решение о ее исправлении. В этом случае “исправленный” экземпляр представляется в ИФНС по месту нахождения организации в виде электронного документа по ТКС не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в бухгалтерскую (финансовую) отчетность либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Нужна электронная подпись?
Достаточно оставить заявку. Мы предоставим нужный тип сертификата электронной подписи, расскажем, как его применить и предоставим другие дополнительные услуги. Оставить заявку >> |