ГлавнаяНовости → Обзор изменений федерального закона “О бухгалтерском учете”. Изменения коснутся как организаций госсектора, так и коммерческих предприятий

 

Обзор изменений федерального закона “О бухгалтерском учете”. Изменения коснутся как организаций госсектора, так и коммерческих предприятий

И начнем наш обзор с одного из ключевых изменений, которое касается всех работников организаций (в т.ч. и бюджетной сферы), так или иначе взаимодействующих с бухгалтерией.

  1. Ответит тот, кто виноват!

С 26.07.2019 требования лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета в организации, обязательны для всех ее работников (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, пп. “а” п. 5 ст. 1 Закона N 247-ФЗ).

Таким лицом может быть не только главный бухгалтер, но и руководитель, выполняющий функции главбуха, а также бухгалтер или организация, с которыми заключен договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Требования могут предъявляться не только к содержанию первичной документации, но и к ее оформлению, а также к способам и срокам предоставления для учета и регистрации. При этом требования, которые надлежит неукоснительно соблюдать, должны быть только в письменной форме.

Введение данной нормы напрямую продиктовано июньскими поправками в ст. 15.11 КоАП РФ, освобождающими главбухов от ответственности за чужие ошибки в случае, когда искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности допущено в результате:

– несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни;

– и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

В связи с этим нововведением повышается значимость такого документа, как График документооборота, которым установлены правила документооборота в организации, в том числе порядок, сроки передачи первичных документов для отражения их в бухгалтерском и налоговом учете, а также указаны лица, ответственные за такой порядок и соблюдение установленных сроков. При этом указанные лица должны быть осведомлены о своих обязанностях (т.е. в графике документооборота должна стоять подпись ответственного лица), а также об ответственности, которая будет на них возложена в случае их невыполнения.

Теперь в связи с изменениями в КоАП РФ и Закон N 402-ФЗ, в случае, если требования главного бухгалтера о представлении документов в сроки, установленные графиком документооборота, не выполнены, и по этой причине соответствующая информация не нашла отражения в учете и отчетности, ответственность за это нарушение будет возложена на лицо, не выполнившее требования главного бухгалтера.

К сожалению, как показывает практика, многие бухгалтеры не придают этому документу должного внимания, забывая актуализировать имеющуюся в нем информацию, а некоторые и вовсе пренебрегают его составлением.

Вполне возможно, что указанные нововведения многих заставят взглянуть на график документооборота совершенно с другой стороны, и, в первую очередь, с точки зрения собственной безопасности.

2. Внесение исправлений в отчетность после ее утверждения недопустимо

Требование Закона N 402-ФЗ согласуется с нормами ПБУ 22/2010 “Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности”, согласно которым исправления вносятся в бухгалтерский учет датой обнаружения ошибки с проведением ретроспективного пересчета показателей в отчетности.

  1. Минимум требований – максимум свободы?

Статья 21 Закона N 402-ФЗ дополнена новой частью 2.1, согласно которой ФСБУ устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Указанная норма является, по сути, преамбулой к положениям ПБУ 1/2008, регламентирующим действия организации при выборе способов учета.

Ситуация Документы, которыми должны руководствоваться организации при выборе способов учета Примечание
ФСБУ установлен единственный способ ведения бухгалтерского учета ФСБУ Применяется только этот способ учета. Отказаться от него можно только в исключительных случаях
ФСБУ предусмотрено несколько способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу ФСБУ Выбор осуществляется только из тех способов, которые обозначены в федеральном стандарте, при соблюдении положений п.п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008 (абз. 1 п. 7 ПБУ 1/2008)
ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу 1. МСФО.

2. Положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам.

3. Рекомендации в области бухгалтерского учета (п. 7.1ПБУ 1/2008)

Указанные документы применяются именно в той последовательности, в которой они указаны.

То есть при самостоятельной разработке способа ведения учета бухгалтер вначале должен проработать соответствующие МСФО. Если в них отсутствует способ ведения учета по аналогичному объекту, то организация обращается к российским стандартам по аналогичным или связанным вопросам. Если и в них нет нужного способа учета, то тогда за основу берутся рекомендации, принимаемые органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (информационное сообщение Минфина России от 02.08.2017 N ИС-учет-9)

 

  1. И снова про обязательный экземпляр отчетности…

Вначале напомним, что начиная с отчетности за 2019 год вступает в силу новый порядок представления бухгалтерской отчетности, а именно:

– обязательный экземпляр бухотчетности будет представляться в ИФНС, а не в органы статистики;

– организации, за исключением субъектов малого предпринимательства, обязаны будут представить бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2019 год только в электронном виде. Субъекты малого предпринимательства могут пока представить бухотчетность на бумажном носителе или в виде электронного документа по своему выбору. Однако начиная с бухотчетности за 2020 год отчетность должна представляться ими только в электронном виде.

Закон N 247-ФЗ внес еще одно важное дополнение, касающееся представления “уточненной” бухгалтерской отчетности. Сразу оговоримся, что такого термина “уточненный” экземпляр закон не содержит. Речь в Законе идет о ситуации, когда организация, обнаружив ошибку в ранее сданном обязательном экземпляре, принимает решение о ее исправлении. В этом случае “исправленный” экземпляр представляется в ИФНС по месту нахождения организации в виде электронного документа по ТКС не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в бухгалтерскую (финансовую) отчетность либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

Нужна электронная подпись?

Достаточно оставить заявку. Мы предоставим нужный тип сертификата электронной подписи, расскажем, как его применить и предоставим другие дополнительные услуги. Оставить заявку >>

Загрузка