ГлавнаяСтатьи → За какой период нужно представить документы при проверке контрагента?

 

За какой период нужно представить документы при проверке контрагента?

В рамках встречной камеральной налоговой проверки деятельности контрагента у организации запрашивают документы по ст. 93, ст. 93.1 НК РФ за период с 2006 года по июнь 2016 года (действующие договоры займа и расчет процентов по ним). За какой период организация должна представить указанные документы?

 

Одним из мероприятий налогового контроля, предусмотренного гл. 14 НК РФ, является истребование налоговым органом документов (информации) о самом налогоплательщике или о конкретных сделках у его контрагентов или иных лиц. Порядок их истребования установлен ст. 93.1 НК РФ.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Вне рамок проведения налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать только документы (информацию) относительно конкретной сделки у ее участников или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией), и только в случае, если возникает обоснованная необходимость (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Заметим, что в соответствии с порядком, установленным ст. 93.1 НК РФ, ФНС России могут быть истребованы документы у участников проверяемых сделок в рамках проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 7 ст. 105.17 НК РФ).

Как мы поняли из вопроса, у контрагента Вашей организации проводится налоговая проверка. Поэтому в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган может истребовать документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Перечень истребуемых документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, законодателем не ограничен. Согласно официальным разъяснениям, к таким документам относятся любые документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки (письма Минфина России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869, от 19.05.2010 № 03-02-07/1-243, от 11.10.2007 № 03-02-07/1-438, ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869).

Поэтому в рассматриваемой ситуации налоговый орган вправе запросить договоры займа и расчеты процентов по указанным договорам.

Уполномоченные органы указывают на то, что статьей 93.1 НК РФ не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (смотрите письмо Минфина России от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519, а также Вопрос: Ограничен ли период, за который могут быть истребованы документы в рамках ст. 93.1 НК РФ? Правомерно ли истребование при камеральной проверке документов у контрагентов в рамках ст. 93.1 НК РФ за период, превышающий период, за который представлены декларации? (официальный сайт ФНС России, раздел “Часто задаваемые вопросы”, май 2013 г.)).

Причем, по мнению судей, контрагент проверяемого налогоплательщика не вправе оценивать относимость истребуемых документов к проверяемому периоду налогоплательщика, поскольку такая оценка находится в компетенции налогового органа, осуществляющего проверку (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.07.2014 № Ф02-2740/14 по делу № А19-15362/2013, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 № 04АП-5699/13, от 14.10.2013 № 04АП-4483/13, от 14.10.2013 № 04АП-4461/13, от 23.09.2013 № 04АП-4284/13).

Таким образом, налоговый орган на основании ст. 93.1 НК РФ может истребовать у организации документы, в том числе, за периоды с 2006 по 2016 годы.

Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

При этом пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим НК РФ.

Минфин России, разъясняя порядок применения пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, в письме от 30.03.2012 № 03-11-11/104 указывает на то, что течение четырехлетнего срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12.

В то же время ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон № 402-ФЗ) установлено, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Сроки хранения электронных документов (регистров) устанавливаются в том же порядке, что и для документации, формируемой на бумажных носителях. При этом экономические субъекты должны хранить документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (ч. 2 ст. 29 Закона № 402-ФЗ).

Со ссылкой, в том числе, на ст. 29 Закона № 402-ФЗ финансовое ведомство указывает, что документы, утраченные налогоплательщиком, должны быть восстановлены (письма Минфина России: от 22.07.2013 № 03-02-07/2/28610, от 07.06.2013 № 03-02-07/1/21191, от 11.08.2011 № 03-02-07/1-288).

При определении конкретных сроков хранения отдельных бухгалтерских документов следует руководствоваться Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (далее – Перечень). Данный Перечень разработан и утвержден во исполнение положений ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации”.

В соответствии с п. 1.4 Перечня исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводства.

Статья 340 Перечня устанавливает, что кредитные договоры, договоры займа и иные долговые обязательства, а также документы, подтверждающие предоставление кредита (займа) и исполнение должником своих обязательств, хранятся не менее 5 лет после полного исполнения обязательств, списания задолженностей по обязательству или иным основаниям.

Как следует из вопроса, договоры займа от 2006 года в настоящее время являются действующими, поэтому в 2016 году они должны быть в наличии у организации. Соответственно, договоры займа должны быть представлены налоговому органу по требованию, предъявленному в соответствии с п. 4 ст. 93.1 НК РФ.

Согласно ст. 455 Перечня расчеты, заключения, справки, переписка к договорам, соглашениям хранятся не менее 5 лет после истечения срока действия договора, соглашения. По нашему мнению, данное положение касается, в том числе, расчетов процентов по договорам займа. Поскольку договоры займа на данный момент являются действующими, то срок хранения этих расчетов еще не истек.

Учитывая изложенное, полагаем, что организация должна представить договоры займа и расчеты процентов по ним за все периоды, которые указаны в требовании налогового органа (с 2006 г. по июнь 2016 г.).

 

Ответ подготовил: Вахромова Наталья, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Золотых Максим, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм 

 

Хотите минимизировать риски при выборе контрагента? 
Предоставим вам доступ к базе данных, содержащей подробную информацию о более чем 21 миллионе организаций и ИП. 
Оставить заявку >>

 

Загрузка