Главная → Статьи → Аренда помещения интернет-магазином: определяем тип торговой точки
Аренда помещения интернет-магазином: определяем тип торговой точки
Интернет-магазин арендует офисное помещение, часть которого используется под склад (есть перегородки), часть – для сотрудников, часть – для зала, в котором представлен товар и в котором товар выдается покупателям. В документах на арендованное помещение не указаны перегородки, т.е. они имеют временный характер. Торговый зал не выделен в экспликации, отдельно не обособлен и не оборудован.
Каков будет тип торговой точки?
Плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 411 НК РФ).
На территории г. Москвы торговый сбор введен Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 “О торговом сборе” (далее – Закон г. Москвы).
Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ).
Статьей 413 НК РФ предусмотрено, что торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
В целях главы 33 НК РФ к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Таким образом, объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления торговли. В случае, если объекты имущества не используются (товар со склада доставляется покупателям напрямую, отсутствует торговый зал, в котором размещено оборудование, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей), организация не будет являться плательщиком торгового сбора (Отметим, что использование помещения для осуществления торговли через интернет-магазин не подлежит обложению торговым сбором только в случае отсутствия у такого помещения признаков торгового объекта, таких как оснащение оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживание покупателей и проведение денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (письмо Минфина России от 27.07.2015 № 03-11-09/43256, доведенное письмом ФНС России от 05.08.2015 № ГД-4-3/13686, письмо Департамента финансов г. Москвы от 31.07.2015 № 90-01-01-07-171/15). Подробнее смотрите в ответе Службы Правового консалтинга ГАРАНТ на Вопрос: У организации, осуществляющей интернет-торговлю, имеется склад, расположенный на территории г. Москвы. Клиенты, заказав и оплатив безналичным способом товар, забирают его со склада самостоятельно. Является ли организация плательщиком торгового сбора на территории г. Москвы?).
В рассматриваемой ситуации организация использует арендованное помещение для выдачи товара покупателям, где он представлен и выставлен для демонстрации.
Определений видов торговой сети, указанных в пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ, глава 33 НК РФ не содержит. По нашему мнению, для определения видов торговых сетей на основании п. 1 ст. 11 НК РФ следует обратиться, в частности, к Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон о торговле). Кроме того, термины и определения основных понятий в области торговли установлены в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51303-2013 “Торговля. Термины и определения” (утвержден приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст, далее – ГОСТ Р 51303-2013).
Так, в соответствии с п.п. 18 и 19 ГОСТ Р 51303-2013 под стационарной торговой сетью понимается “торговая сеть, включающая в себя стационарные торговые объекты”, а под нестационарной торговой сетью – “торговая сеть, включающая в себя нестационарные торговые объекты”.
При этом стационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 15 ГОСТ Р 51303-2013, п. 5 ст. 2 Закона о торговле). Стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, является магазином (универсальным, специализированным и другим видом магазинов, указанным в разделе “Типы торговых предприятий” ГОСТа Р 51303-2013).
Отметим, что ни глава 33 НК РФ, ни Закон о торговле, ни ГОСТ Р 51303-2013 не содержат определения “стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов”. В то же время в п. 112 ГОСТа Р 51303-2013 есть определение торговому залу предприятия розничной торговли – это специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей.
По нашему мнению, из совокупности п.п. 15, 18 и 112 ГОСТ Р 51303-2013 можно прийти к выводу, что стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, является торговая сеть, включающая в себя торговые объекты, представляющие собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения, без специально оборудованной основной части торгового помещения, предназначенной для обслуживания покупателей.
Для целей администрирования торгового сбора используется классификация торговых объектов, предусмотренная в постановлении Правительства Москвы № 401-ПП от 30.06.2015 “О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве” (Смотрите также информацию о торговом сборе, представленную на официальном сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы: http://depr.mos.ru/deyatelnost_departamenta/tax-policies/i-organization-t rading-fee-frequently-asked-questions.php.).
Этим же Постановлением утвержден порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором (далее – Порядок). Из п. 1.6 Порядка следует, что ключевым моментом отнесения того или иного объекта торговли к объектам стационарной сети является оснащение данного объекта оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
Пунктом 1.6 Порядка к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, отнесены, в частности, такие объекты, как “расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые двумя и более организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов”.
На основании приведенных норм Порядка к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, можно отнести, по сути, любую торговую точку, расположенную в любом строении (сооружении, здании, доме) или его (их) части и оснащенную оборудованием, предназначенным для:
– выкладки, демонстрации товаров (например стенд с образцами продукции);
– обслуживания покупателей;
– проведения денежных расчетов (например, ККТ).
Из вопроса следует, что в арендованном помещении нет стационарных перегородок, а место для обслуживания покупателей специально не оборудовано.
В этой связи, по нашему мнению, имеются предпосылки для признания арендованного помещения объектом стационарной торговой сети, не имеющим торгового зала.
Отметим, что по вопросам, связанным с порядком исчисления и уплаты торгового сбора в г. Москве, следует обращаться в Департамент экономической политики и развития г. Москвы (письмо Минфина России от 15.02.2016 № 03-11-06/4/8110).
Заполнение Уведомления
Порядок заполнения Уведомления определен в приложении № 5 к приказу ФНС России от 22.06.2015 № ММВ-7-14/249@ (далее – Приложение № 5) (ФНС России в письме от 26.06.2015 № ГД-4-3/11188@ отметила, что заполнить Уведомление плательщики торгового сбора могут с помощью программного средства “Налогоплательщик ЮЛ” (версия 4.41.4 и выше) (размещено на сайте http://www.nalog.ru в разделе “Программные средства”).).
В поле 1.2 “Код вида торговой деятельности” формы № ТС-1 проставляется код согласно приложению № 2 к Порядку – 01.
В поле 2.2 “Код объекта осуществления торговли” указывается соответствующий код согласно приложению № 3 к настоящему Порядку. В данном случае следует указать код 08 “Иное” (п. 20 Приложения № 5).
Ответ подготовил: Ткач Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС? Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России. Подключить кассу к ОФД >> |