Главная → Статьи → При использовании электронных средств платежа обязанность применять ККТ возникает с 01.07.2018
При использовании электронных средств платежа обязанность применять ККТ возникает с 01.07.2018
Интернет-ресурс общества подключен к платежным системам. Оплата происходит таким образом, что на Интернет-ресурсе общества клиент общества может выбрать услуги, которые он хочет оплатить, а для оплаты услуг происходит переадресация клиента на сайт одной из платежных систем, на котором клиент осуществляет оплату.
Такими операторами, к примеру, являются следующие сервисы: Робокасса, Яндекс.Деньги, ChronoPay, PayMaster, WebMoney Z, ChronoPay, PerfectMoney.
Среди этих операторов есть кредитные организации, которые не являются платежными агентами (например Яндекс.деньги), платежные агрегаторы (например Робокасса) и компании интернет-эквайринга (например ChronoPay), с которыми заключен договор об информационно-технологическом взаимодействии при осуществлении переводов физических лиц.
Обязано ли общество выполнять требования, установленные Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) и применять контрольно-кассовую технику, если на Интернет-ресурсе общества отсутствует система ввода, обработки и хранения данных платежных карт покупателей и оплату за оказываемые услуги общество получает от своих клиентов (физических лиц) через операторов электронных денежных средств, то есть опосредованно? На кого в данном случае ложится обязанность выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты: на получателя средств или на оператора? Имеет ли право оператор требовать оплату за направление чеков и бланков как за дополнительную услугу?
С какого времени на общество распространяются требования Закона № 54-ФЗ, если оплату от физических лиц до вступления в силу этого закона общество принимало только по схеме, описанной выше?
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее также – ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.
Под расчетами для целей Закона № 54-ФЗ понимаются, в частности, прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
Закон № 54-ФЗ не содержит определения понятия электронного средства платежа. Для определения этого понятия следует руководствоваться п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ “О национальной платежной системе” (далее – Закон № 161-ФЗ), в соответствии с которым электронное средство платежа – средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (смотрите, например, письма Минфина России от 08.09.2017 № 03-01-15/57970, от 04.09.2017 № 03-01-15/56675, от 30.08.2017 № 03-01-15/55761, от 25.08.2017 № 03-01-15/54871, от 25.08.2017 № 03-01-15/54870, от 18.08.2017 № 03-01-15/53076, ФНС России от 31.08.2017 № АС-4-20/17357@, от 30.08.2017 № АС-4-20/17256, от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@).
Согласно п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
Под пользователем для целей Закона № 54-ФЗ понимается организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
Представители налоговых органов разъясняют, что новая редакция Закона № 54-ФЗ позволяет решить проблему, связанную с выдачей бумажного чека при оплате платежной картой через сеть Интернет: новое регулирование освобождает продавца от обязанности в момент расчета напечатать и выдать покупателю кассовый чек – кассовый чек можно направлять покупателю в электронном виде без его печати (смотрите следующий материал: Вопрос: Решит ли новый закон проблему невозможности выдачи чека при расчетах в сети Интернет? (официальный сайт ФНС России, раздел “Часто задаваемые вопросы”, сентябрь 2016 г.)).
Так, в соответствии с п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее также – расчеты с использованием электронных средств платежа в сети “Интернет”), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.
Отметим, что на основании п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.
Как мы видим, Закон № 54-ФЗ разделяет расчеты с использованием электронного средства платежа на расчеты с его предъявлением и без его предъявления. При этом ни положения Закона № 54-ФЗ, ни положения Закона № 161-ФЗ не раскрывают, что следует понимать под осуществлением расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления.
Налоговые органы возможность применения п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ связывают с безналичными расчетами (через банковский счет) между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (смотрите следующий материал: Вопрос: Обязана ли организация при совершении розничной продажи другому юридическому лицу по безналичному расчету (через банковский счет) использовать ККТ? (официальный сайт ФНС России, раздел “Часто задаваемые вопросы”, сентябрь 2016 г.)).
Таким образом, по мнению налоговых органов, безналичный расчет классифицируется как расчет с использованием электронного средства платежа без его предъявления, а на основании п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении таких расчетов только между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями. Расчеты с использованием электронного средства платежа с физическими лицами таким освобождением не наделяются. В таком случае все расчеты с участием физических лиц с использованием электронного средства платежа (как с его предъявлением, так и без предъявления) должны осуществляться с применением ККТ.
Так, с учетом п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в письме ФНС России от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1848@ было сообщено, что организация при приеме денежных средств с использованием электронных средств платежа от физического лица (покупателя/клиента) за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги обязана применять ККТ.
Поскольку абзацем третьим п. 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” предусмотрено, что при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией, Минфин России и ФНС России исходят из того, что при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией (смотрите, например, письма Минфина России от 08.09.2017 № 03-01-15/57970, от 04.09.2017 № 03-01-15/56675, от 25.08.2017 № 03-01-15/54800, от 15.08.2017 № 03-01-15/52359, от 21.07.2017 № 03-01-15/46714, ФНС России от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1850@).
Этот подход распространяется на случаи расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом (письма Минфина России от 30.08.2017 № 03-01-15/55761, от 25.08.2017 № 03-01-15/54871, от 25.08.2017 № 03-01-15/54870).
Применение ККТ
Платежные системы Robokassa, Яндекс.Деньги, ChronoPay, PayMaster позволяют продавцам (поставщикам услуг) принимать платежи от клиентов в Интернете посредством, в частности, банковских (платежных) карт и электронных денежных средств.
При использовании указанных выше платежных систем клиенты операторов по переводу денежных средств могут составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств, т.е. использовать электронное средство платежа в понимании п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ.
Напомним, что под расчетами с использованием электронных средств платежа в сети Интернет в Законе № 54-ФЗ понимаются расчеты с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
Мы полагаем, что в ситуации, когда клиент общества посещает интернет-ресурс общества, выбирает услуги, которые он хочет оплатить, а для оплаты услуг происходит переадресация на сайт одной из платежных систем, осуществляется расчеты с использованием электронных средств платежа в сети Интернет в понимании Закона № 54-ФЗ.
При осуществлении таких расчетов обязанность обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов, возлагается п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ именно на пользователя.
Стоит отметить, что для ряда случаев положения Закона № 54-ФЗ допускают выдачу кассовых чеков платежным агентом (платежным субагентом) или банковским платежным агентом (банковским платежным субагентом).
Так, п. 3 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ допускается выдача кассовых чеков платежным агентом или платежным субагентом при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами” (далее – Закон № 103-ФЗ).
Закон № 103-ФЗ регулирует отношения, возникающие, в частности, при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) (ч. 1 ст. 1 Закона № 103-ФЗ).
Платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (п. 3 ст. 2 Закона № 103-ФЗ). В отношении платежных систем Яндеск.Деньги и PayMaster необходимо заметить, что обслуживающие их организации (ООО небанковская кредитная организация “Яндекс.Деньги” и АО Банк “ККБ” (смотрите рубрику Вопросы – ответы) соответственно) не могут выступать в качестве платежных агентов, т.к. являются кредитными организациями.
Отметим также, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать ККТ в соответствии с законодательством РФ о применении ККТ (ч. 12 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). При этом положения Закона № 103-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона № 103-ФЗ). В свою очередь, при осуществлении расчета с использованием электронных средств платежа в сети Интернет применяется средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Также заметим, что п. 4 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ допускается выдача кассовых чеков банковским платежным агентом или банковским платежным субагентом при осуществлении деятельности в соответствии с Законом № 161-ФЗ. В соответствии с Законом № 161-ФЗ банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты подтверждают принятие (выдачу) наличных денежных средств путем выдачи (направления) кассового чека (п. 4 ч. 3, п. 5 ч. 4 ст. 14 Закона № 161-ФЗ).
На наш взгляд, приведенные выше нормы Законов №№ 54-ФЗ, 161-ФЗ, 103-ФЗ, применительно к расчетам с использованием электронных средств платежа в сети Интернет не обязывают платежные системы, которые осуществляют свою деятельность по договорам об информационно-технологическом взаимодействии при осуществлении переводов физических лиц, обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты.
Предоставив клиенту возможность оплачивать услуги с использованием своего интернет-ресурса (клиент общества посещает Интернет-ресурс общества, выбирает услуги, которые он хочет оплатить, а для оплаты услуг происходит переадресация на сайт одной из платежных систем), по нашему мнению, общество обеспечило возможность приема электронных средств платежа за оказываемые услуги посредством дистанционного взаимодействия. Необходимость обеспечения передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов, п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ не связывает с наличием или отсутствием на интернет-ресурсе общества системы ввода, обработки и хранения данных платежных карт покупателей. При этом в ситуации, когда плательщиком является физическое лицо, не выступающее в качестве индивидуального предпринимателя, п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ не применяется.
С учетом изложенного выше мы придерживаемся мнения, что в рассматриваемой ситуации при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет обязанность обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов, возлагается на общество.
Минфин России отмечает, что при оплате товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса, но по вопросам технической реализации указанных расчетов рекомендует обращаться в ФНС России (смотрите, например, письма Минфина России от 08.09.2017 № 03-01-15/57970, от 04.09.2017 № 03-01-15/56675). Полагаем, что отдельные технические моменты реализации указанных расчетов обществу необходимо согласовать с его партнерами – платежными системами.
Отметим, что некоторые из платежных систем предлагают варианты, не предусматривающие применение ККТ их клиентами. Например, Robokassa предлагает решение, в рамках которого оплата покупок будет оформляться через корзину маркетплейса Robo.market; Robo.market выступает агентом по привлечению покупателей на товар, размещенный на маркетплейсе, а также принимает денежные средства от покупателя за товар с использованием собственного ККТ. Мы полагаем, что оплата вознаграждения за данную самостоятельную услугу (агентирование, в рамках которого будет применяться собственная ККТ) является предметом договорных отношений между сторонами.
Одновременно сообщаем, что в данном ответе выражено наше экспертное мнение, которое не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной нами. По вопросу применения ККТ общество может получить разъяснения у уполномоченных органов.
Дата начала применения ККТ
В отношении даты начала применения ККТ отметим, что согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 290-ФЗ) ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закон № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.
Организации и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с 01.02.2017 с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 290-ФЗ) (ч. 4 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).
Таким образом, по общему правилу, обязанность применять ККТ, соответствующую требованиям Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 290-ФЗ), возникла у организаций и индивидуальных предпринимателей с 01.02.2017 (при этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017 могла применяться до 01.07.2017).
Частью 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ предусмотрено, что в случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.
Согласно разъяснениям, представленным, например, в письмах Минфина России от 30.08.2017 № 03-01-15/55761, от 25.08.2017 № 03-01-15/54800, от 10.08.2017 № 03-01-15/51290, от 10.08.2017 № 03-01-15/51285, Закон № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) не содержал положений, освобождающих от применения ККТ пользователей ККТ при осуществлении расчетов с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта.
В этой связи, по мнению Минфина России, организации или индивидуальные предприниматели при расчетах посредством электронных средств платежа (за исключением платежных карт), использование которых в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ) не предусматривало применение ККТ, обязаны применять ККТ после 01.07.2018 (смотрите также письма Минфина России от 04.09.2017 № 03-01-15/56675, от 18.08.2017 № 03-01-15/53076, от 04.08.2017 № 03-01-15/49942, ФНС России от 30.08.2017 № АС-4-20/17256).
Если рассматривать платежные системы как электронные средства платежа, отличные от платежных карт, то согласно приведенной выше логике Минфина России обязанность применять ККТ возникает у общества с 01.07.2018.
Ответ подготовил: Арыков Степан, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Мельникова Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС? Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России. Подключить кассу к ОФД >> |