Главная → Статьи → Кассовый чек подтверждает расходы на приобретение товаров подотчетным лицом
Кассовый чек подтверждает расходы на приобретение товаров подотчетным лицом
Подотчетное лицо приобрело товары, оплатив их наличными денежными средствами. Ему был выдан кассовый чек, содержащий перечень товаров. Бухгалтерия требует предоставить товарный чек.
Правомерно ли требование бухгалтерии?
Общие критерии, которым должны удовлетворять расходы налогоплательщика для признания их в налоговом учете, поименованы в п. 1 ст. 252 НК РФ (смотрите также постановление АС Поволжского округа от 12.12.2014 № Ф06-18264/13 по делу № А12-16466/2014). Согласно данной норме налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (дополнительно смотрите определения КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П и № 366-О-П, постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).
При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Из ст. 313 НК РФ следует, что подтверждением данных налогового учета являются, в первую очередь, первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).
О том, что чеки контрольно-кассовой техники (далее – чеки ККТ) могут применяться наряду с другими первичными учетными документами, подтверждающими фактическое осуществление затрат по приобретению за наличный расчет товаров (работ, услуг), ранее сообщали контролирующие органы (письма УМНС по г. Москве от 19.05.2004 № 29-12/34067, Минфина России от 11.01.2006 № 03-03-04/2/1).
В свою очередь, частью 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон № 402-ФЗ) определен перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать любой первичный учетный документ. А именно:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
То есть понятию “первичный учетный документ” для целей бухгалтерского и налогового учета чек ККТ будет соответствовать только в том случае, если он содержит все вышеперечисленные реквизиты.
Такой же вывод делают и представители налоговых органов. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007 выражена позиция, что чеки ККТ могут являться первичными учетными документами, подтверждающими фактическое осуществление затрат по приобретению за наличный расчет товаров (работ, услуг), в том случае, если на выдаваемом покупателю чеке содержится перечень приобретаемых товаров. В случае отсутствия в чеке такого перечня наличия одного чека ККТ для поставленной цели недостаточно. В этом случае покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия организации (индивидуального предпринимателя), наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 № 20-12/56636@, от 26.04.2011 № 17-15/041152, от 26.06.2006 № 20-12/56636@, УМНС России по г. Москве от 06.10.2004 № 26-12/64015).
Следует отметить, что Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее – Закон № 290-ФЗ) в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) внесены существенные изменения.
Согласно ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 290-ФЗ) кассовый чек – это первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Это понятие используется для целей Закона № 54-ФЗ (абзац первый ст. 1.1 Закона № 4-ФЗ).
Пунктом 15 ст. 1 Закона № 290-ФЗ Закон № 54-ФЗ дополнен ст. 4.7 “Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности”, в которой указаны обязательные реквизиты кассовых чеков и бланков строгой отчетности. При этом введены реквизиты, ранее отсутствующие среди обязательных реквизитов кассового чека, бланка строгой отчетности (п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 № 745). Среди новых реквизитов фигурирует “адрес сайта уполномоченного органа в сети Интернет (абзац шестнадцатый ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ), на котором может быть осуществлена проверка факта записи этого расчета и подлинности фискального признака”.
При этом кассовый чек должен содержать все реквизиты, установленные п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ (письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-01-15/28910, от 02.05.2017 № 03-01-15/26812, от 10.04.2017 № 03-01-15/21286).
Вместе с тем в письме ФНС России от 25.06.2013 № ЕД-4-3/11515@ “О документальном подтверждении расходов в целях налогообложения” обращено внимание, что Перечень обязательных реквизитов кассового чека ККМ не содержит всех реквизитов первичного учетного документа в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. В частности, в кассовом чеке ККМ отсутствуют такие реквизиты, как “наименование должности” и “подпись” лиц, совершивших хозяйственную операцию (письмо относилось к периоду действия Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 № 745).
Учитывая это, налоговые органы пояснили, что при осуществлении расчетов чек ККТ выдается не организации, а физическому лицу – сотруднику этой организации. Оприходование организацией товарно-материальных ценностей, приобретенных для нее сотрудником, осуществляется на основании первичных учетных документов, в частности, авансового отчета, товарных чеков, a также документов, подтверждающих факт оплаты – чеков ККМ, квитанции к приходному кассовому ордеру. Поэтому налогоплательщик вправе подтвердить произведенные расходы кассовым чеком, однако для учета расходов в целях налогообложения наряду с кассовым чеком необходимы и другие первичные документы, свидетельствующие о связи понесенных расходов с деятельностью организации, направленной на получение доходов.
В настоящее время такой реквизит, как должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем (клиентом), оформившего кассовый чек или бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его покупателю (клиенту), в перечне реквизитов, установленных ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, содержится. Однако подписи лиц по-прежнему не предусмотрено. Поэтому разъяснения чиновников не потеряли своей актуальности. Как указано в вопросе, товарные чеки в ряде случаев отсутствуют. Вместе с тем первичным документом, сопровождающим кассовый чек, на наш взгляд, может выступать авансовый отчет.
Так, на основании пп. 6.3 п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У “О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства” подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии – руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами (который также должен соответствовать требованиям, предъявляемым к первичным документам).
Теперь, что касается документов, необходимых для подтверждения расходов в целях налогообложения.
Принятие на учет поступивших от поставщиков материалов осуществляется на основании приходного ордера (может быть разработан на основе формы № М-4, если количество и качество полученных материалов совпадают с данными поставщика) либо, если имеются расхождения, акта о приемке материалов (может быть разработан на основе формы № М-7) (второй абзац п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее – Методические указания), утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).
Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов могут оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру (четвертый абзац п. 49 Методических указаний, письмо Минфина России от 29.10.2002 № 16-00-14/414).
На основании приходного ордера или акта о приемке материалов заполняется карточка учета материалов (форма может быть разработана на основе унифицированной формы № М-17). Все унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а.
Далее при использовании приобретенных ТМЦ в деятельности организации производится их отпуск. Согласно п. 100 Методических указаний первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (может быть разработана на основе типовой межотраслевой формы № М-8), требование-накладная (может быть разработано на основе типовой межотраслевой формы № М-11), накладная (может быть разработана на основе типовой межотраслевой формы № М-15). Образцы типовых форм утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а.
Таким образом, полагаем, что основанием для признания расходов на приобретение подотчетным лицом товаров в данном случае будет являться утвержденный руководителем организации авансовый отчет, отвечающий требованиям ст. 9 Закона № 402-ФЗ, с приложенным к нему кассовым чеком, подтверждающим фактическое осуществление затрат по приобретению товаров (письмо УФНС России по г. Москве от 26.04.2011 № 17-15/041152@). При этом отсутствие товарного чека не будет являться препятствием для признания расходов в налоговом учете.
Ответ подготовил: Молчанов Валерий, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер
Контроль качества ответа: Мельникова Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС? Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России. Подключить кассу к ОФД >> |