ГлавнаяСтатьи → Товарный чек для подтверждения расходов на шиномонтаж служебного автомобиля

 

Товарный чек для подтверждения расходов на шиномонтаж служебного автомобиля

Можно ли принять к учету товарный чек на услуги (шиномонтаж служебного автомобиля)?

 

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и др.). При этом НК РФ не содержит конкретного перечня расходов на содержание служебного транспорта и требований о нормировании таких расходов.

В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Как разъясняет финансовое ведомство, для подтверждения расходов, учитываемых для целей налогообложения, используются первичные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Закона № 402-ФЗ (письма Минфина России от 28.03.2016 № 03-03-06/1/17097, от 17.02.2016 № 03-03-06/1/8745, от 16.02.2016 № 03-03-06/1/8312, от 19.01.2015 № 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 № 03-03-06/1/62458). При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письмо Минфина России от 22.02.2013 № 03-03-06/1/5002).

На основании ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных п. 6 ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Несоблюдение требований к оформлению первичных учетных документов является основанием для признания в целях налогообложения прибыли соответствующих затрат документально не подтвержденными (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 № 20АП-8110/14).

В рассматриваемой ситуации шиномонтаж служебного автомобиля оплачен сотрудником организации наличными денежными средствами, полученными под отчет. В такой ситуации данные расходы признаются на дату утверждения авансового отчета сотрудника (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

К авансовому отчету сотрудник должен представить первичные документы, подтверждающие факт осуществления расходов.

Из разъяснений уполномоченных органов следует, что если оплата расходов на содержание служебного транспорта произведена наличными денежными средствами, то подтверждением оплаты расходов являются чеки ККТ, товарные чеки, квитанции, бланки строгой отчетности (БСО), выдаваемые в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) (смотрите, например, письма Минфина РФ от 08.02.2010 № 03-11-06/3/18, УФНС по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007).

Отметим, что Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее – Закон № 290-ФЗ) в Закон № 54-ФЗ внесены существенные изменения, которые вступили в силу с 15.07.2016 (за исключением положений, для которых ст. 7 Закона № 290-ФЗ предусмотрен специальный порядок введения в действие).

Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями (ИП) при осуществлении ими расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.

ККТ может не применяться организациями и ИП:
– в случае осуществления ими видов деятельности или оказания услуг, поименованных в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ;
– в случае осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

В рассматриваемом случае к услугам по шиномонтажу данные положения не применяются.

Отметим, что ст. 7 Закона № 290-ФЗ отдельным категориям лиц предоставлена отсрочка в переходе на онлайн-кассы.

К ним относятся:
– индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения;
– плательщики ЕНВД;
– организации и индивидуальные предприниматели, в обязанность которых не входило применение ККТ до 15.07.2016;
– организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).
Указанные лица могут не применять онлайн-кассы до 01.07.2018.

При этом в силу ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ до 01.07.2018 организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих БСО в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до 15.07.2016).

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ ИП, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут до 01.07.2018 осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, до 15.07.2016) (письма Минфина России от 25.05.2017 № 03-01-15/32263, от 18.04.2017 № 03-01-15/23313).

При оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств организациями и ИП может применяться ЕНВД (пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

В то же время это не означает, что такие хозяйствующие субъекты могут не применять ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до 15.07.2016). Дело в том, что данной нормой напрямую установлено, что она применяется в том случае, если виды деятельности организаций или предпринимателей не подпадают под действие п.п. 2 и 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до 15.07.2016).

При этом на основании п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до 15.07.2016) организации и ИП в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Следовательно, организации и ИП, оказывающие услуги населению и применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, при расчетах наличными денежными средствами и (или) расчетах с использованием платежных карт вправе не использовать ККТ только при условии выдачи БСО (письма Минфина России от 24.05.2013 № 03-01-15/18798, от 27.09.2010 № 03-01-15/7-216).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации при осуществлении расчетов наличными денежными средствами организация или ИП, оказавший услугу по шиномонтажу сотруднику организации, должны были выдать ему либо кассовый чек, либо БСО (письмо Минфина России от 30.12.2015 № 03-11-06/3/77890).

Причем в настоящее время БСО может быть оформлен в соответствии с требованиями Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-01-15/28918, от 31.03.2017 № 03-01-15/18804).

Обязательные реквизиты БСО поименованы в п. 3 Положения. Кроме того, БСО должен быть либо изготовлен типографским способом, либо сформирован с использованием автоматизированных систем (п. 4, п. 11 Положения).

В рассматриваемой ситуации сотрудник предъявил только товарный чек. Такой чек не является БСО и не может заменить кассовый чек. Иными словами, представленный сотрудником чек не может служить документом, подтверждающим факт оплаты стоимости шиномонтажа. При этом такой чек может служить документом, подтверждающим факт оказания услуги при условии наличия обязательных реквизитов, поименованных в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 27.05.2014 № 03-03-10/25243, если ошибки в первичных учетных документах не связаны с обязательными реквизитами, указанными в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, то такие ошибки не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов для целей налогообложения прибыли организаций.

По мнению судей, действующее законодательство РФ не содержит требования о том, что кассовый чек является единственным документом, которым могут быть подтверждены расходы налогоплательщика при осуществлении им наличных денежных расчетов (постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017 № 18АП-972/17, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 № 17АП-5117/13, ФАС Поволжского округа от 03.08.2010 № А12-25249/2009, ФАС Московского округа от 14.09.2009 № КА-А40/9157-09).

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2010 № Ф07-5654/2010 указано, что при решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения необходимо исходить из того, подтверждают документы, имеющиеся у налогоплательщика, произведенные им расходы или нет. То есть условием для включения затрат в налоговые расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены. При этом во внимание должны приниматься представленные налогоплательщиком доказательства в подтверждение факта и размера этих затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности (смотрите также постановления АС Центрального округа от 10.02.2016 № Ф10-47/16 по делу № А64-2400/2014, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 № 19АП-1911/15).

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.01.2013 № Ф02-5991/12 по делу № А78-3770/2012 суд указал, что если товарный чек содержит обязательные реквизиты первичного учетного документа, поименованные в Законе о бухгалтерском учете, то он подтверждает понесенные расходы для целей налогообложения.

Схожий вывод можно сделать из писем Минфина России от 11.02.2009 № 03-11-06/3/28, от 18.05.2012 № 03-11-06/2/69.

В письме УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007, в частности, сказано, что подтверждение для целей налогообложения прибыли услуг по обслуживанию автомобиля (включая его мойку) также может быть удостоверено чеком ККТ и (или) заверенным должным образом мягким (товарным) чеком. При этом в чеке помимо прочих реквизитов должны быть указаны марка и государственный регистрационный номер автомобиля, который был обслужен.

Кроме того, организация может обратиться к организации (ИП), оказавшей услуги за наличный расчет, с просьбой оформить не товарный чек, а акт об оказании услуг, заказ-наряд, либо иной документ, подтверждающий факт оказания соответствующих услуг.

Учитывая изложенное, мы полагаем, что в случае, если товарный чек содержит реквизиты, поименованные в ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, то он может подтвердить расходы организации по шиномонтажу для целей налогообложения прибыли. Однако не исключено, что такую точку зрения придется отстаивать в суде.

 

Ответ подготовил: Каратаева Татьяна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА
Контроль качества ответа: Мельникова Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

 

Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС?
Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России.
Подключить кассу к ОФД >>

 

Загрузка