Главная → Статьи → Незаверенные копии первичных документов могут быть не приняты налоговыми органами
Незаверенные копии первичных документов могут быть не приняты налоговыми органами
Контрагент представляет для подтверждения фактов оказания услуг, отгрузки товарно-материальных ценностей копии документов, изготовленных на бумажном носителе, по электронной почте и отказывается представлять оригиналы.
Возможно ли учесть в расходах организации затраты, подтвержденные копиями и отсканированными копиями документов? Могут ли при проведении проверки налоговые органы не принять данные расходы?
Расходы организации должны удовлетворять требованиям, установленным ст. 252 НК РФ. Расходами признаются осуществленные налогоплательщиком обоснованные и документально подтвержденные затраты, направленные на получение дохода. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
На основании первичных документов ведется бухгалтерский и налоговый учет (ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2011 № 03-03-07/45, письмо УФНС России по г. Москве от 02.07.2012 № 16-15/057968@).
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются – лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Закон № 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Таким образом, первичные документы, самостоятельно разработанные организацией и определенные руководителем на основании ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, включающие обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ, являются документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (смотрите письмо Минфина России от 05.08.2013 № 03-03-06/1/31261).
При этом из норм Закона № 402-ФЗ следует, что к учету принимаются оригиналы первичных документов. Копии документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут приниматься к учету, например, в случае их изъятия в соответствии с законодательством РФ (ч. 8 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Нормами НК РФ также не предусмотрено принятие к учету копий первичных документов, изготовленных на бумажном носителе. Из разъяснений представителей налоговых служб следует, что факсимильные, сканированные либо сделанные иным способом копии первичных документов не являются оправдательными документами, достаточными для признания расходов в целях налогообложения прибыли (письмо УФНС России по г. Москве от 25.01.2008 № 20-12/05968).
При этом специалисты финансового и налоговых служб допускают, что в случае отсутствия у налогоплательщика документов, подтверждающих произведенные расходы, эти расходы могут быть подтверждены надлежаще заверенными копиями отсутствующих документов (письма Минфина России от 17.09.2008 № 03-03-07/22, от 11.07.2008 № 03-03-06/2/77, от 03.04.2007 № 03-03-06/1/209, УФНС по г. Москве от 02.02.2009 № 08-19/008020).
Сложившаяся судебная практика также подтверждает, что отсутствие подлинных первичных документов может являться предметом споров с налоговыми органами.
При этом необходимо отметить, что в арбитражной практике встречается мнение о том, что в целях налогообложения прибыли расходы, подтвержденные копиями первичных документов, признать можно.
Например, в постановлении АС Московского округа от 03.11.2015 № Ф05-14748/2015 рассматривалась ситуация, когда налогоплательщик при налоговой проверке представил инспекции не оригиналы первичных учетных документов (товарные накладные, акты выполненных работ), а выполненные на бумажных носителях факсовые копии данных документов. Инспекция исключила эту сумму из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Судьи, признавая недействительным решение налоговой, указали на необоснованность выводов налогового органа относительно недоказанности заявленных налогоплательщиком расходов, аргументируя свою позицию следующим:
– законодательство о бухгалтерском учете не содержит прямого запрета на использование в качестве оправдательного документа его копии;
– полученные по факсу первичные документы от контрагентов содержали все обязательные реквизиты, необходимые для осуществления бухгалтерского учета, в связи с чем расходы являются подтвержденными;
– учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, налоговый орган, указывая на представление налогоплательщиком ненадлежащих документов в подтверждение расходов по налогу на прибыль, должен был исчислить налог на прибыль организаций расчетным путем в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ (что не было сделано);
– налоговый орган обладал правом по проведению мероприятий налогового контроля путем истребования документов у контрагентов заявителя в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ, но не воспользовался этим правом.
Аналогично в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2010 № Ф07-11552/2010 отмечено, что наличие у налогоплательщика только “факсовых” копий первичных документов, а не их оригиналов, не означает отсутствие у него реальных затрат.
В постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2010 № А05-3208/2009, ФАС Московского округа от 19.01.2012 № Ф05-14417/11 и от 28.10.2008 № КА-А40/9050-08 судьи также посчитали возможным учесть в целях налогообложения прибыли расходы, подтвержденные копиями первичных документов.
Однако в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2008 № А29-2743/2007 судьи пришли к выводу, что копии первичных учетных документов, заверенные главным бухгалтером, не могут служить основанием для отнесения спорных затрат на расходы, уменьшающие доходы.
Кроме того, суд может признать неподтвержденными расходы, если в представленных копиях первичных документов отсутствуют обязательные реквизиты (например подписи ответственных лиц) (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 № 14АП-1128/13).
Таким образом, наличие арбитражной практики свидетельствует о том, что отсутствие оригиналов первичных документов может привести к спору с налоговыми органами.
Отметим, что судами выносятся решения, учитывая обстоятельства каждого конкретного дела. Предугадать исход судебного решения в Вашем случае невозможно. Поэтому считаем, что во избежание претензий со стороны налоговых органов организации следует затребовать от контрагента оригиналы первичных документов либо копии первичных документов, заверенных в установленном действующим законодательством порядке.
Из п.п. 3.1.23 и 3.1.25 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 “Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения”, утвержденного приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст, следует, что заверенной копией документа является экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа, на котором в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие его юридическую значимость.
При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита “Подпись” проставляют заверительную надпись “Верно”; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Допускается копию документа заверять печатью, определяемой по усмотрению организации (п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 “Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов”, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст).
При этом считаем, что заверенная копия первичного документа, изготовленного на бумажном носителе, должна содержать все обязательные реквизиты первичного учетного документа, в том числе подписи ответственных лиц обеих сторон.
О необходимости заверения копий документов с учетом требований Госстандарта РФ смотрите также письма Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142, от 28.01.2013 № 03-03-06/3/1, от 11.05.2012 № 03-02-07/1-122, от 01.09.2011 № 03-01-11/4-288 и др.
Кроме того, считаем, что в данной ситуации стороны могут предусмотреть условиями договоров сроки представления первичных документов, оформленных надлежащим образом. Например, нормами гражданского законодательства допускается использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ, письмо Минэкономразвития России от 02.09.2016 № Д28и-2252).
Ответ подготовил: Башкирова Ираида, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер
Контроль качества ответа: Горностаев Вячеслав, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Хотите перейти на ЭДО? Поможем организовать юридически значимый документооборот с применением электронной подписи. Оставить заявку >> |