Главная → Статьи → Заключение контракта по 223-ФЗ с физическим лицом
Заключение контракта по 223-ФЗ с физическим лицом
Бюджетное учреждение (вуз) заключает договор на выполнение работ и собирается произвести расчеты не деньгами, а имуществом, товаром. Договор на сумму до 100 тыс. Руб.
Правомерно ли заключение бюджетным учреждением с физическим лицом в соответствии с положением о закупках договора ценой до 100 тыс. руб., расчеты по которому будут производиться товаром?
С учетом закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора (п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ) граждане и юридические лица вправе заключить любой гражданско-правовой договор и определить его условия по своему усмотрению, если это не противоречит императивным нормам законодательства (п. 1 ст. 422 ГК РФ). В частности, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ).
Возмездный договор характеризуется наличием встречного предоставления, которое сторона по договору должна получить от другой стороны за исполнение своих обязанностей (п. 1 ст. 423 ГК РФ). Как следует из этой нормы, встречное предоставление по договору может быть выражено и в неденежной форме.
Отсюда следует, что стороны вправе заключить договор, по которому одна из них обязуется выполнить для второй стороны определенные работы, а другая в качестве встречного предоставления передаст первой стороне определенный товар.
Такой договор с учетом правил толкования договора (ст. 431 ГК РФ) в зависимости от конкретных его условий и существа регулируемых им отношений может быть квалифицирован как смешанный, содержащий элементы подряда и купли-продажи (п. 3 ст. 421 ГК РФ, п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.09.2002 № 69, постановления ФАС Поволжского округа от 26.01.2006 № А57-134б/04-32, Шестнадцатого ААС от 31.03.2011 № 16АП-462/11), или как договор, не предусмотренный законом (п. 2 ст. 421 ГК РФ).
Однако заказчик, руководствующийся Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ), в том числе и бюджетное учреждение, осуществляющее закупки в соответствии с этим Законом на основании ч.ч. 2, 3 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, должен учитывать положения и Закона № 223-ФЗ.
Хотя определения понятия “закупка” Законом № 223-ФЗ не дано, а официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют, из некоторых указаний этого Закона (в частности п. 3 ч. 9 ст. 4, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ) следует, что главным элементом проведения закупки является заключение нового договора. Отсюда можно сделать вывод, что под закупкой понимаются процедура выбора контрагента для заключения с ним договора, само заключение договора и его исполнение.
Понятий “поставка товаров”, “выполнение работ” и “оказание услуг” Закон № 223-ФЗ также не раскрывает. Однако, поскольку согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке заказчики руководствуются, помимо данного Закона, в частности, Гражданским кодексом РФ, то есть Закон № 223-ФЗ является частью гражданского законодательства, можно сделать вывод, что под действие этого Закона совершенно точно подпадает заключение договоров, описываемых Гражданским кодексом РФ как “поставка товаров”, регулируемых параграфом 3 главы 30 ГК РФ, “выполнение работ”, регулируемых главами 37, 38 ГК РФ, “оказание услуг”, регулируемых главой 39 ГК РФ и главами, перечисленными в п. 2 ст. 779 ГК РФ, – то есть возмездные договоры, по которым заказчик получает предоставление в неденежной форме.
При этом Закон № 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы закупок и основные требования к ним. Исчерпывающего перечня способов закупки, критериев применения тех или иных способов определения поставщика, подрядчика, исполнителя, требований к возможным видам содержанию договоров, которые заключаются в рамках закупок, в том числе о форме оплаты, данный Закон не содержит. Закупочную деятельность заказчика регламентирует положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
Следовательно, заказчики, в соответствии с Законом № 223-ФЗ, должны приобретать любые товары (работы, услуги) в соответствии с требованиями, установленными эти Законом. И поскольку по вышеописанному договору заказчик в любом случае приобретает работы, такой договор должен подпадать под действие этого Закона.
Вместе с тем следует заметить, что по контексту норм Закона № 223-ФЗ очевидно, что этот Закон, безусловно, рассчитан на урегулирование порядка приобретения товаров, работ, услуг за оплату денежными средствами (смотрите, например, п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, Закон № 223-ФЗ очевидным образом устанавливает приоритет конкурентных способов закупки, прежде всего – торгов, конкурсов и аукционов (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). При этом само существо торгов предполагает внесение несколькими лицами – участниками закупки различных предложений, которые могут оцениваться по единым критериям, унифицированным критериям, в частности по цене. При этом предложение по цене в неденежной форме принципиально крайне затруднительно унифицировать ввиду различия свойств различных товаров (вещей), возможного наличия у товаров (вещей) разных видов различных, в разной степени индивидуализирующих признаков (например, зерно в подавляющем числе случаев индивидуализируется только до уровня товарной партии, в то время как автомобиль может быть индивидуализирован до уровня конкретной единицы, определяемой не только заводскими номерами шасси, кузова, двигателя, но и величиной пробега, степенью износа и т.п.). Предложение же по цене на аукционе по определению может быть сделано только в денежной форме.
В связи с этим, на наш взгляд, в отношении возможности заключения договоров, по которым встречное исполнение предоставляется в неденежной форме, заказчиками, руководствующимися Законом № 223-ФЗ, допустимы следующие принципиальные подходы:
– они не могут заключаться ввиду того, что условия согласования их условий противоречат принципам закупки, установленным Законом № 223-ФЗ;
– их заключение не подпадает под действие Закона № 223-ФЗ;
– их заключение допустимо в пределах, определяемых нормами Закона № 223-ФЗ и установленными ими принципами, при осуществлении закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя либо в тех определяемых положением о закупке случаях, когда предмет закупки или свойства требуемого встречного предоставления позволяют корректно провести закупку конкурентным способом.
Первый подход, на наш взгляд, не может стать принятым на практике при ныне существующем состоянии законодательства, поскольку такое ограничение правоспособности юридических лиц, то есть их прав приобретать права и принимать на себя обязанности путем заключения договоров согласно п. 2 ст. 49 ГК РФ может быть установлено только законом.
Второй подход ныне отражен в единичных разъяснениях государственных органов относительно одного из вида договоров такого рода – договора мены (письмо Минэкономразвития РФ от 20.11.2015 № Д28и-3443) и примерах судебной практики (решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.12.2014 по делу № А82-17011/2013 (правомерность данного решения постановлением Второго ААС от 03.04.2015 № 02АП-1713/15 и постановлением АС Волго-Вятского округа от 26.06.2015 № Ф01-2285/15)). Однако ввиду вышеизложенных доводов в пользу распространения действия Закона № 223-ФЗ на такие договоры нельзя быть уверенными, что этот подход останется неизменным.
Третий подход, на наш взгляд, в наибольшей степени соответствует духу закона, поскольку, снимая в положительную сторону вопрос о распространении Закона № 223-ФЗ на договоры такого рода, он позволяет увязать его с требованиями разумности и добросовестности. Однако какой-либо поддержки данного подхода в разъяснениях государственных органов или примерах правоприменительной практики нам найти не удалось.
Отметим, что все вышеперечисленные сложности не проявляются при заключении заказчиком двух разных договоров, по одному из которых он приобретает необходимые ему товары, работы или услуги, а по другому – предоставляет поставщику, подрядчику, исполнителю иное предоставление в неденежной форме, проводя впоследствии зачет взаимных встречных требований. При этом формально оба договора должны содержать условие об оплате поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг денежными средствами.
В соответствии со ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Закон № 223-ФЗ не содержит правил, запрещающих зачет встречных требований заказчиком или его контрагентом. Поскольку такой зачет прекращает обязательства сторон, а не приводит к возникновению нового обязательства (по поставке товара, выполнению работы или оказанию услуги), сам по себе он не является объектом закупки и не требует проведения закупочных процедур. Соответственно, в отношении договоров, заключенных в соответствии с правилами Закона № 223-ФЗ, допускается исполнение встречных обязательств способом зачета встречных требований, о чем свидетельствует и судебная практика (решение АС Краснодарского края от 03.04.2015 по делу № А32-961/2015).
Ответ подготовил: Чашина Татьяна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Серков Аркадий, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Решили участвовать в торгах? Получите электронную подпись (ЭЦП) для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре. Оставить заявку >> |