ГлавнаяСтатьи → Бухгалтерская отчетность при реорганизации

 

Бухгалтерская отчетность при реорганизации

За какие периоды и в какие сроки необходимо сдавать в налоговые органы и органы статистики бухгалтерскую отчетность АО (компания-правопредшественник) и ООО (компания-правопреемник) при реорганизации в форме преобразования (государственная регистрация реорганизации будет произведена в декабре 2017 года)?

 

Порядок действий организации-покупателя при поступлении товара от поставщика без документов и учет указанного товара регулируются п.п. 36-41 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее – Методические указания).

Так, п. 36 Методических указаний предусматривает, что неотфактурованными поставками считаются поступившие в организацию материальные запасы, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).

Пункт 39 Методических указаний определяет, что неотфактурованные поставки приходуются на счета учета материальных запасов. Оприходование производится в момент поступления товаров на склад получателя.

На практике документом, являющимся основанием для принятия к учету материально-производственных запасов по неотфактурованным поставкам, может служить, в частности, акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (форма № ТОРГ-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132, или документ, разработанный на основании данной формы).

После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком (п. 40 Методических указаний).

При этом на стройках строительные материалы, поступающие в значительном количестве, как правило, завозятся непосредственно на объекты строительства, минуя центральный склад организации (п. 51 Методических указаний).

По общему правилу, закрепленному в части 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон № 402-ФЗ), каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Поступление материально-производственных запасов для покупателя (выбытие – для поставщика) является фактом хозяйственной жизни в понимании ст. 3 Закона № 402-ФЗ. Поэтому оприходование (списание) материально-производственных запасов должно осуществляться на основании соответствующего первичного документа.

В п. 44 Методических указаний определено, что на материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и другие).

В соответствии с п. 120 Методических рекомендаций продажа материалов оформляется в том числе путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону, на основании договоров или других документов.

Таким образом, можно сделать вывод, что по общему правилу каждый отпуск материалов их поставщиком должен оформляться первичным документом. Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что поставщику следует представить покупателю товаросопроводительные документы (например, накладную) на каждую отгрузку материалов в течение месяца.

Разъяснениями уполномоченных органов в части бухгалтерского учета мы не располагаем. Вместе с тем оформление одного документа на несколько партий товара в целях налогообложения считается возможным.

Так, в письме Минфина России от 13.01.2012 № 03-07-11/08, посвященном вопросам исчисления НДС, высказывается позиция, согласно которой датой отгрузки оборудования следует считать дату составления первичного документа, оформленного на покупателя (перевозчика) при отгрузке последней части оборудования.

В постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017 № 19АП-4090/17 судьи фактически посчитали допустимым оформление одной товарно-транспортной накладной в отношении нескольких перевозок песка налогоплательщиком.

Тогда если руководствоваться логикой чиновников и судей, то, например, в ситуации, когда вашей организацией и поставщиком был согласован такой объем поставки, доставить который единовременно не представляется возможным, представление поставщиком одной накладной при отгрузке последней партии не противоречит действующему законодательству.

Однако если исходя из имеющих место взаимоотношений сторон каждая поставка материалов рассматривается как разовая сделка, то поставщику следует выставить ТОРГ-12 или иной аналогичный документ при отгрузке каждой партии материально-производственных запасов (смотрите определение ВАС РФ от 26.09.2012 № ВАС-12342/12).

По мнению судей, составление товарно-транспортной накладной свидетельствует о заключении договора. При этом поставка не признается разовой (смотрите постановление ФАС Московского округа от 09.04.2013 № Ф05-1282/13 по делу № А40-86581/2012).

 

Ответ подготовил: Завьялов Кирилл, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА
Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

 

Хотите сдавать отчетность в электронном виде?
Достаточно оставить заявку. Мы поможем наладить представление электронной отчетности в защищенном виде прямо с рабочего места. Оставить заявку >>

 

Загрузка