ГлавнаяНовости → Проявление должной осмотрительности: свежие рекомендации от ФНС России

 

Проявление должной осмотрительности: свежие рекомендации от ФНС России

ФНС России дала разъяснения как проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента (письмо ФНС России от 12.05.2017 № АС-4-2/8872).

Для целей самостоятельной оценки налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, компаниям следует учитывать общедоступные критерии, используемые инспекторами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). В частности, согласно двенадцатому критерию «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском» необходимо исследовать:
– информацию о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
– факт регистрации контрагента по адресу «массовой» регистрации;
– информацию о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т. д.

Напомним, что двенадцатый критерий содержит шесть основных признаков, на которые рекомендовано ориентироваться налогоплательщику:
– отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
– отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
– отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
– отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
– отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
– отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Налоговое ведомство отметило, что понятие должной осмотрительности законодательно не урегулировано, поэтому перечень необходимых действий и документов не может быть исчерпывающим. Суды, рассматривая налоговые споры о получении необоснованной налоговой выгоды, исходят из фактических обстоятельств конкретной ситуации и достаточности доказательной базы, представленной сторонами спора. Поэтому перечень документов, подтверждающих проявление должной осмотрительности, зависит от конкретных обстоятельств.

В письме также сказано, что с 1 июня 2016 года не являются налоговой тайной следующие сведения (Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ):
– о среднесписочной численности работников организации;
– об уплаченных организацией суммах налогов и сборов;
– о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам при их наличии;
– о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Эти сведения должны быть размещены с 01.07.2017 в форме открытых данных на сайте www.nalog.ru. Они предоставят дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента.

Кроме того, сославшись на свое письмо от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@, ФНС России порекомендовала своим нижестоящим подразделениям исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды, уделять особое внимание оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента, а также оценивать на предмет получения необоснованной налоговой выгоды недобросовестность именно проверяемого налогоплательщика и совершенных им действий, а не его контрагентами.

 

Хотите минимизировать риски при выборе контрагента? 
Предоставим вам доступ к базе данных, содержащей подробную информацию о более чем 21 миллионе организаций и ИП.
Оставить заявку >>

 

Загрузка