Главная → Статьи → Применение онлайн-касс в учебных корпусах и зданиях общежитий
Применение онлайн-касс в учебных корпусах и зданиях общежитий
Филиалом были зарегистрированы онлайн-кассы в налоговом органе Выборгского и Невского районов г. Санкт-Петербурга по месту нахождения общежитий с целью удобства оплаты проживания для студентов. Однако работник налогового органа, в котором организация состоит на учете по месту нахождения (Адмиралтейский район г. Санкт-Петербурга), сообщил, что необходимо зарегистрировать обособленные подразделения по месту регистрации касс, т.е. в налоговом органе Выборгского и Невского районов г. Санкт-Петербурга. Филиал имеет учебные корпуса и здания общежитий в разных районах города, причем в одном районе находятся несколько зданий по разным адресам.
Необходимо ли регистрировать обособленные подразделения по месту регистрации касс? Какие санкции могут наложить налоговые органы на организацию при отсутствии регистрации обособленных подразделений?
Являются ли обособленными подразделениями учебные корпуса и здания общежитий? Необходимо ли их регистрировать?
С доходов каких сотрудников обособленного подразделения филиал как налоговый агент обязан уплачивать НДФЛ и предоставлять отчетность (в филиале постоянно происходит миграция сотрудников: преподаватели, сотрудники административно-хозяйственного отдела, менеджеры и пр.)?
Регистрация контрольно-кассовой техники
Правила применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ).
ККТ после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета (п. 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ).
С 15 июля 2016 года порядок регистрации ККТ регламентируется ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ. Причем с 1 февраля 2017 года регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак (за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ), не допускаются (п. 10 ст. 1, п.п. 1, 3, 6 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).
На основании п. 1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ и (или) заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подается организацией на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет ККТ. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ. При этом в заявлении о регистрации ККТ в числе прочих сведений указывается адрес и место установки (применения) ККТ (п. 2 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).
Согласно пункту 21 Административного регламента предоставления ФНС государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н, ККТ, подлежащая применению обособленным подразделением заявителя-организации, регистрируется в территориальном налоговом органе по месту нахождения данного обособленного подразделения. Территориальные налоговые органы регистрируют ККТ заявителя-организации, осуществляющего деятельность через обособленные подразделения, находящиеся на территории одного муниципального образования, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и которые подведомственны разным территориальным налоговым органам, в территориальном налоговом органе по месту нахождения одного из обособленных подразделений, в котором заявитель-организация поставлена на налоговый учет.
В случае регистрации ККТ организации-пользователя на обособленное подразделение в заявлении о регистрации ККТ предусмотрено указание КПП обособленного подразделения (п. 2 Порядка заполнения формы заявления о регистрации (перерегистрации) ККТ, утвержденного Приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ “Об утверждении форм заявлений о регистрации (перерегистрации) ККТ …”.
Однако положения Закона № 54-ФЗ не регламентируют порядок и условия создания обособленных подразделений организации. При этом указание в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники адреса и места установки ККТ, отличного от места нахождения организации, может свидетельствовать о создании обособленного подразделения организации в понимании, придаваемом этому определению налоговым законодательством.
Стоит отметить, что гражданское законодательство и законодательство о налогах и сборах по-разному определяют понятие “обособленное подразделение” юридического лица. В гражданском законодательстве под обособленными подразделениями понимаются представительства и филиалы, то есть подразделения, не только расположенные вне места нахождения юридического лица, но и указанные в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) (ст. 55 ГК РФ).
В свою очередь, налогоплательщик должен соблюдать обязанности, предусмотренные НК РФ в части постановки на учет обособленного подразделения (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 20.10.2010 № 16-15/110055).
Постановка на учет по месту нахождения обособленных подразделений
Для целей налогообложения обособленным подразделением организации (далее также – ОП) признается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702).
Исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Под территориальной обособленностью структурного подразделения организации обычно понимают осуществление деятельности по адресу, отличному от адреса организации, который указан в учредительных документах организации и ЕГРЮЛ (смотрите письма Минфина России от 05.05.2017 № 03-02-07/1/27605, от 20.03.2017 № 03-04-06/15861, от 11.12.2015 № 03-02-07/1/72669, от 08.07.2013 № 03-02-07/1/26374, от 23.01.2013 № 03-02-07/1-15, постановления АС Западно-Сибирского округа от 11.06.2015 № Ф04-20325/15, АС Поволжского округа от 16.11.2016 № Ф06-14530/16, Двенадцатого ААС от 29.07.2016 № 12АП-7064/16, Седьмого ААС от 26.10.2016 № 07АП-1836/16).
Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ, срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения. Смотрите письма Минфина России от 16.05.2017 № 03-02-07/1/30877, от 18.11.2016 № 03-02-07/1/67982, от 13.09.2016 № 03-02-07/1/53392, от 14.06.2016 № 03-02-07/1/36019, от 13.11.2015 № 03-02-07/1/65879, постановления АС Поволжского округа от 27.10.2016 № Ф06-13908/16, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А, Четырнадцатого ААС от 25.08.2015 № 14АП-5624/15 и др.
В частности, наличие оборудованных стационарных рабочих мест может подтверждаться наличием размещенного оборудования, техники, материалов (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2014 № 08АП-9017/14).
В силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика – российской организации сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня их создания. Кроме того, организация обязана сообщать об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях (в течение трех дней со дня изменения).
Причем обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному или нескольким налоговым органам (письма Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/1/26374, от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314, от 09.03.2010 № 03-02-07/1-100). Смотрите также ответ на Вопрос “Нужно ли направлять сообщение о создании обособленного подразделения, если в налоговой инспекции по месту его нахождения организация уже поставлена на учет?” в материале “Нюансы создания обособленных подразделений” (интервью с С.В. Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса) (Д. Ефименко, журнал “Актуальная бухгалтерия”, № 8, август 2015 г.). По мнению чиновника, обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что последнее находится:
– на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения;
– на территории одного муниципального образования, подведомственного налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения
– на территории одного муниципального образования, подведомственного разным налоговым органам, в одном из которых организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения.
Неисполнение этой обязанности является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (письма Минфина России от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946, ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404). Кроме того, должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей на основании части 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Таким образом, в случае, когда организация осуществляет деятельность посредством создания оборудованных стационарных рабочих мест, находящихся по адресу, отличному от места нахождения организации, у нее возникает обязанность сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации о создании соответствующего обособленного подразделения (письмо Минфина России от 12.01.2010 № 03-02-07/1-6).
На наш взгляд, в данном случае учебные корпуса и здания общежитий, принадлежащие организации, находящиеся по разным адресам, и в которых очевидно созданы стационарные рабочие места (преподаватели, менеджеры, иные сотрудники), имеют характерные признаки обособленных подразделений, определенные п. 2 ст. 11 НК РФ. А установка ККТ по месту нахождения общежитий дополнительно свидетельствует об оборудованности стационарных рабочих мест (как минимум одного) в конкретных структурных подразделениях, что приводит к необходимости представления в налоговый орган по месту нахождения организации сообщения о создании обособленных подразделений. Сообщение подается по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ и заполняемой в соответствии с требованиями названного приказа.
В свою очередь, налоговый орган в течение 5 дней со дня получения указанного сообщения от организации обязан осуществить постановку на учет этой организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (п. 2 ст. 84 НК РФ).
Вместе с тем согласно абзацу 3 п. 4 ст. 83 НК РФ в случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения, в частности, Санкт-Петербурге, на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения. Форма такого уведомления – форма № 1-6-Учет (далее – Уведомление) и порядок ее заполнения (далее – Порядок заполнения) утверждены приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@. Так, в поле “Количество обособленных подразделений” указывается количество обособленных подразделений, в отношении которых представляется Уведомление. По каждому обособленному подразделению российской организации заполняется отдельная страница “Сведения об обособленном подразделении”, где предусмотрено указание вида обособленного подразделения (п. 10, п.п. 16, 22 Порядка заполнения):
– “1” – филиал;
– “2” – представительство;
– “3” – иное обособленное подразделение.
Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации все указанные в вопросе структурные подразделения организации, включая филиал, расположены в городе Санкт-Петербург, в том числе на территориях, подведомственных разным налоговым органам. При таких обстоятельствах организация вправе выбрать для постановки на учет в связи с созданием обособленных подразделений налоговый орган по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений (письмо УФНС России по г. Москве от 25.03.2011 № 17-15/028482). При этом полагаем вполне возможным свой выбор остановить в т.ч. на налоговом органе по месту нахождения филиала (соответственно заполнив поле “код налогового органа” Уведомления). Как разъясняется в письме Минфина России от 05.08.2011 № 03-02-07/1-278, НК РФ применительно к структурным частям организации использует понятия “обособленное подразделение”, “филиал”, “представительство”. При этом понятие “обособленное подразделение” включает в себя “филиал” и “представительство” (смотрите также письмо УФНС России по Иркутской области от 31.08.2012 № 16-26/014550@, раздел “Государственная регистрация и учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”). Отметим, Минфин России в письмах от 03.09.2012 № 03-02-07/1-211, от 15.04.2011 № 03-02-07/1-126 разъяснил, что организации предоставлено право выбора налогового органа для постановки на учет только в отношении ее обособленных подразделений в случае, указанном в п. 4 ст. 83 НК РФ. Из представленных разъяснений можно предположить, что финансовое ведомство не допускает возможности “выбора” для постановки на учет в связи с созданием обособленного подразделения того же налогового органа, в котором организация поставлена на учет по месту своего нахождения (если в этом же налоговом органе организация не поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения).
Отметим, в соответствии с п. 9 ст. 83 НК РФ в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
НДФЛ
В силу прямого указания абзаца второго п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Для случая постановки на учет всех обособленных подразделений по месту нахождения одного из них ФНС России в письме от 29.08.2012 № ЗН-4-1/14304@ указала, что если организация, имеющая обособленные подразделения на территории разных муниципальных (городских) округов г. Москвы, поставлена на учёт в соответствии с абзацем третьим п. 4 ст. 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, то перечисление НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в г. Москве, в бюджет по месту учёта такого обособленного подразделения приведёт к неправомерному оттоку денежных средств из бюджетов муниципальных (городских) округов г. Москвы. Во избежание указанных негативных последствий налоговая служба предложила налоговым агентам руководствоваться положениями абзаца второго п. 7 ст. 226 НК РФ и перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
То есть по общему правилу НДФЛ, относящийся к суммам дохода работников обособленного подразделения, должен перечисляться по месту нахождения (месту постановки на учет) этого обособленного подразделения.
Также на основании п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации (форма 2-НДФЛ), и расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры.
В письме Минфина России от 23.12.2016 № 03-04-06/77778 специалисты финансового ведомства отмечают: обязанность налоговых агентов представлять расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган как по месту своего учета, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода (смотрите также письмо ФНС России от 28.12.2015 № БС-4-11/23129@).
Учитывая приведенные разъяснения, уплачивать сумму НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленных подразделений, а также представлять сведения по форме 2-НДФЛ и форме 6-НДФЛ необходимо отдельно по каждому обособленному подразделению, включая те случаи, когда обособленные подразделения находятся в одном муниципальном образовании (письмо ФНС России от 09.11.2016 № БС-4-11/21223@).
Вместе с тем в письме ФНС России от 05.10.2016 № БС-4-11/18870@ подобные разъяснения приведены применительно к случаю, когда организация состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Если же организация, имеющая несколько обособленных подразделений в г. Москве (в данном письме), на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, определенного организацией (с присвоением только этому обособленному подразделению КПП), то НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в г. Москве, может быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения. При этом расчет по форме 6-НДФЛ, заполняемый налоговым агентом в отношении работников всех данных обособленных подразделений, находящихся в г. Москве, с указанием КПП ответственного обособленного подразделения, должен быть представлен по месту учета этого ответственного обособленного подразделения.
По вопросу определения доходов, с которых необходимо уплачивать НДФЛ по месту нахождения обособленных подразделений, отметим.
Пунктом 7 ст. 226 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.
В случае, когда работники организации в течение месяца работают в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с доходов такого работника должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого обособленного подразделения с учетом отработанного времени в каждом из них (смотрите письмо Минфина России от 19.09.2013 № 03-04-06/38889). Также в случае установления работнику двух рабочих мест (например, по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленного подразделения), НДФЛ с доходов такого работника должен перечисляться в соответствующие бюджеты как по месту нахождения организации, так по месту нахождения обособленного подразделения с учетом фактически отработанного таким работником времени. По мнению Минфина России в письме от 01.03.2017 № 03-04-06/11798, основанием для такого расчета является табель учета рабочего времени с учетом данных справок о местонахождении работника за соответствующий расчетный период.
Вместе с тем, как указано в письме ФНС России от 15.05.2014 № СА-4-14/9323, в случае, если работник организации, направляемый в служебную командировку в обособленное подразделение организации, не является работником такого обособленного подразделения, сумма НДФЛ, удержанная с суммы выплачиваемого ему дохода, должна быть перечислена в бюджет по месту нахождения организации.
Таким образом, НДФЛ с доходов налогоплательщиков, являющихся работниками обособленных подразделений, необходимо исчислять исходя из суммы налогооблагаемого дохода, определенного с учетом фактически отработанного в конкретном подразделении времени.
В заключение напомним, что во избежание налоговых рисков организация как налоговый агент вправе обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту постановки на учет или в Минфин России (пп. 1, пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24, пп. 4 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 34.2 НК РФ).
Ответ подготовил: Лазарева Ирина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Необходимо передавать фискальные данные в ИФНС? Компания Электронный Экспресс является оператором фискальных данных и входит в реестр ОФД ФНС России. Подключить кассу к ОФД >> |